0
1739
Газета Культура Интернет-версия

31.05.2002 00:00:00

Дитя эпохи отстоя

Тэги: дыховичный, сорокин, копейка


Через приключения первого автомобиля "ВАЗ-2101", именуемого "копейкой", прослеживается жизнь его хозяев, а вместе с нею - история страны. Из чего же состоит все это по Дыховичному? Из паноптикума со свиными рылами советских и постсоветских монстров. Брутальный и тупой антиэстетизм объединяет всех в одну нацию уродов, не людей.

Все смотрят одно фигурное катание. Бравый военный, попав в больницу по вине дочки номенклатурщика, переливает полученное в подарок импортное пиво в сосуд для мочеиспускания - и дует пиво оттуда, не мучаясь никакими ассоциациями. Пенсионеры мечтают стать фигуристами "в телевизоре": и уже видят, как их забрасывают колбасой и сосисками за "показательное выступление". Кагэбэшник (Андрей Краско) тайком читает в гараже "Архипелаг ГУЛАГ". А дочка кагэбэшника идет в проститутки и трясется в "копейке" над клиентами, укутанная в русский пуховый платок. Ученый (Олег Ковалов) писает на снег сразу готовыми формулами научных открытий. Всем снятся дикие сны и мерещатся жуткие глюки, где грязная кровь, мерзкий секс и идеологический маразм образуют полуфабрикат подсознания.

Когда-то нас пугали разлагающимся и загнивающим Западом. Теперь интеллигенция стала сознательнее и уже без директив свыше пугает себя ликом своего народа, себя самой и своей страны. Дыховичный всю дорогу показывает, что все наше прошлое и нынешнее бытие - история разложения и загнивания в прямом смысле слова. Режиссер старается сделать так, чтобы персонажи и ситуации вызывали физическое отвращение. Но попутно возникает отвращение и к самой режиссуре.

В жизни советского народа и интеллигенции было много чудовищных подробностей. Страна не была прекрасной и не была гуманной. Но она объективно была и остается великой. В ней было много нормальных и талантливых людей. Эти прописные истины остались за бортом режиссерского стиля и мысли. Надо очень сильно ненавидеть кумиров прошлого, чтобы вывести у себя в фильме Владимира Высоцкого как мелкого алкоголика, который пребывает в невменяемости, пока одни им восторгаются, а другие перетаскивают под руки с места на место. Конечно, будучи актером Театра на Таганке, Иван Дыховичный насмотрелся на обратную сторону дарования и темперамента Высоцкого. Однако правда заключается в том, что не эта обратная сторона, а трагизм самоощущения личности был выражен в свое время Высоцким. И именно это позволяет назвать его центральным героем эпохи. Дыховичный тоже работал в том же театре, и обаяния у него всегда было много. Но апофеозом его артистизма осталась роль Коровьева в "Мастере и Маргарите". А Высоцкий стал великим советским Гамлетом. И сейчас "Копейка" выглядит запоздалой завистью и жалкой местью чужой славе и чужому таланту.

Все самые примитивные банальности в обрисовке социальных типажей лезут на зрителя в "Копейке" сверхкрупными планами. По концепции Дыховичного, в России есть два класса - братва и быдло. Их жизнь надо показывать с презрительным смехом, а смерть - с плотоядным злорадством. Внутренняя суть эпохи "застоя", как пытается проповедовать фильм, - начало эры полного "отстоя", длящейся и по сей день. Судя по почерку, режиссер сам является истинным чадом этой эры, протекающей в его отдельно взятом внутреннем мире. Вообще, видимо, вся нормальная часть российской нации должна перед Дыховичным извиниться - за то, что не укладывается в его концепцию.

А самое смешное то, что Дыховичный успевает дрогнуть от зависти и к новым русским. К финалу возникают два персонажа, об которых у режиссера не хватает духа вытереть ноги. Крутой бизнесмен и прекрасная манекенщица. Оба красивы и, чувствуется, умны. Они успели полюбить друг друга. В краткой истории их взаимоотношений ощущается трогательное сопереживание автора. Вот, оказывается, что способно прорваться к заскорузлой душе режиссера - наивный сюжет о страсти очень богатого мужчины и его смерти на руках очень красивой женщины. Стало быть, все же есть у Ивана Дыховичного заветный идеал. На тему такого идеала может снять фильм любой новый русский - он сам себя и профинансирует. В таком новом русском и душевный надрыв без всяких репетиций круглые сутки живет. Он вам еще и "Чуть помедленнее, кони!" споет. Он не будет издеваться над Высоцким. Он его любит и уважает. Он ведь ему не завидует, а думает, что он с ним одной крови.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1049
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
646
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1260
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1256

Другие новости