0
1182
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2002 00:00:00

Даешь революцию на босу ногу

Тэги: айседора дункан, революция


Айседора Дункан - не только героиня истории искусства. Она еще и популярный символ художественной и личной раскрепощенности. Любимым занятием знаменитой бунтарки были мечты о грядущей гармонии мира, и ее утопии в отличие от утопий политиков бескровны и по-женски уютны. Дункан свято верила, что танец, каким он ей представлялся, - материал для строительства "нового человека" и светлого будущего человечества. Именно такой, вакхически неугомонной, ее изобразила другая бунтарка - Майя Плисецкая в балете Мориса Бежара "Айседора". В итоге Дункан преуспела в главном: "дунканизм" как принцип телесной свободы вошел в базовую эстетику современного танца.

Биография энтузиастки свободы широко известна на уровне светской хроники. Знают, что Дункан была подругой Сергея Есенина ("И какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой и своей милою"). При жизни она имела неимоверную популярность, но слава круглолицей американки заметно уменьшилась задолго до ее смерти. Когда Дункан, влюбившаяся в революцию и в молодого крестьянского поэта, приехала в Россию, вместо прежних восторгов она получила шиканье. Были уже 20-е годы. Видя тяжеловесные движения немолодого тела, многие зрители не желали делать скидку на былые триумфы. Положения не спасли ни станцованные Дункан "Марсельеза" с "Интернационалом", ни одобрительные слова Ленина, посетившего концерт "товарища Айседоры".

А за двадцать лет до того многие из тех же самых зрителей вопили "браво", когда в петербургском Дворянском собрании состоялся первый концерт знаменитой "босоножки", старавшейся доказать устарелость классического танца. Приезда танцовщицы в России ждали как манны небесной: Максимилиан Волошин, видевший Дункан в Париже, подготовил соотечественников хвалебной статьей в модном символистском журнале "Весы". Скандальные слухи о ее неподчинении принятым общественным "условностям", свободном отношении к браку и внебрачной любви только подливали масла в огонь.

Гастролерша оправдала все ожидания: ее экспрессивные танцы босиком, отменявшие выворотность, пуанты и геометризм академических поз, претендовали на возврат к "античной простоте" и одновременно к природной естественности, якобы утерянной в "неестественных" балетных экзерсисах. Шопен, Глюк, Вагнер и Бетховен музыкально вдохновляли ее на пластические импровизации, воплощавшие идеи любимого Ницше: философский идол поколения потряс Дункан рассуждениями о дионисийстве и аполлонизме. "Рождение трагедии из духа музыки" долгое время было ее настольной книгой.

Своеобразие радостных открытых эмоций ее танца и его "философический" подтекст оценили Александр Бенуа, Андрей Белый и Василий Розанов, оставившие хвалебные строки. Античные туники и хитоны Айседоры в эпоху корсетов вообще оглушительно действовали на современников, как позднейшие мини-юбки - на послевоенные поколения. Крупнотелая дилетантка, не учившаяся серьезно никакому танцу, Дункан покоряла природной пластической интуицией (ее любимый лозунг - "в свободном теле свободный дух") и полным отсутствием ханжества. О ее очень простых (почти в буквальном смысле "два притопа, три прихлопа") движениях сочинили ехидные стишки: "Дункан танцует девственный канкан". Это на самом деле было зрелище сексапильное и невинное одновременно, торжествующее, как писал рецензент, "над старческим лицемерием Европы".

В перерывах между концертами неистовая Айседора делала все, чтобы впечатление "богемы без берегов" было полным. Театральная легенда гласит, что Константин Сергеевич Станиславский в один из вечеров насилу унес ноги от пьяной феминистки, предлагавшей ему срочно зачать потомство: "У нас с вами непременно будут гениальные дети".

Она страстно мечтала создать собственную школу, особенно в советской России, где, по ее понятиям, возникли особенно благоприятные возможности для телесного и духовного усовершенствования. В начале 20-х годов такая школа открылась в Москве. Вместо чаемых "нескольких тысяч пролетарских детей" Айседоре дали сорок девочек и бывший особняк императорской балерины Балашовой. Через некоторое время разочаровавшаяся в революции и брошенная Есениным революционерка уехала в Европу, а школа, как ни странно, сохранилась аж до 1949 года. Еще несколько лет Дункан жила во Франции, а в 50 лет нелепо погибла, катаясь в гоночном автомобиле и задохнувшись от собственного шарфа, попавшего в колесо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1100
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
678
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1318
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1314

Другие новости