Неявным девизом предыдущих выставок было: "Все у нас получится". Теперь, похоже, "все у нас получается". Мы уже не только рисовать умеем - но и строить. Не только строить - но и выставлять.
Ощущение от выставки радостное. И дело не только в объективном выздоровлении русской архитектуры, но и в том, что сама выставка получилась наконец-то новой. Уж очень последние годы она становилась типовой: все - те же, все - на своих местах. На этот же раз все как будто оторвались. Архитекторам было что показать, кураторы придумали, как показать, а "ЭКСПО-ПАРК" нашел всему место. И первый раз возникло счастливое ощущение: тесно.
Народу на открытии была тьма. Архитектор Евгений Асс заметил: "Я встретил тут так много не-архитекторов, что стало ясно: выставка выходит за рамки профессиональной сферы, а архитектура становится частью художественного процесса".
Художественное
К этой категории архитекторы относятся скептически. И правильно делают. Все, кто пытается строить "красоту", неизбежно валятся в "московский стиль" или что-нибудь такое. Но выставка не имеет права быть неинтересной. Один из вариантов решения проблемы - концептуальные проекты.
Одним из самых ярких оказался кураторский проект Егора Ларичева "Архитектура и информация". Суть в том, что два этих предмета в реальном городе не только не взаимодействуют, но всячески друг другу противоречат. Афиши, растяжки и билборды пространство пакостят, "пытаясь достучаться до человека самым грубым и хамским способом", дома же надменно делают вид, что их это не касается. Как заставить информацию работать на архитектуру?
Ответы архитекторы дают разные. Никита Токарев придумал слово "инфор-маца" и одел условные стены в не условно съедобные плитки (что на выставке и было сделано). Маша Дехтяр заявила, что самая объективная информация об обществе выражается в его мусоре, и заключила оный в стеклянные колонны. Группа "ДНК" предложила проект медиаокон: в пространстве одной квартиры ты имеешь окна с видом и на Манхэттен, и на пьяццу Сан-Марко. "Остоженка" представила проект фасада-экрана, а "Резерв" - фасад с двигающимися панелями.
Есть на выставке и другие увлекательные экспозиции. Графика? Пожалуйста: трепетные и тщательные рисунки Вячеслава Петренко (1953-1981), предвосхитившего "бумажную архитектуру". Фотография: "Поверхностный взгляд" Олега Попова, который на самом деле нисколько не поверхностен: каждое фото - со своим punctum"ом. 3D-модели: тут, пожалуй, в чемпионах группа "А-Б" (более известная как "Арт-Бля") с проектами изысканно-завиральными, но производящими впечатление вполне реальных.
37 звезд
Должен признаться, что идея повторять каждый год раздел "Архкаталог" (сборную выставку лучших архитекторов) мне казалась скучной. Понятно же, что список наших звезд всегда будет примерно одинаковым, что все будут просто перетаскивать подрамники с "Золотого сечения" и "Зодчества" (благо, широкая публика их не видит), что закутки в 4 квадратных метра - это не размах.
Но возникши первый раз в прошлом году, "Архкаталог" мгновенно оказался суперпрестижен. Всю весну зодчие настойчиво выясняли, когда же голосование, и с трепетом ждали результатов. Понятно, что все они спокойно могли купить место за деньги в коммерческом разделе. Но статус-то - другой! Короче, именно "Архкаталог" оказался главным центром притяжения выставки.
Тут: "Остоженка" с 50-этажным домом-рамой, Асадов с хай-теком "Мерседес Бенца", "Обледенение архитекторов" с модной биоморфностью, Асс с круглым красным небоскребом, Буш со стадионом "Локомотив", Козырь с "домом-магнитофоном", наконец, новые звезды провинции - самарцы Пастушенко и Самогоров.
Шоу только начинается
С тем, как подать себя на выставке, у наших архитекторов всегда были проблемы. Фотография, чертеж, рэндер, макет - этим дело и ограничивалось. Но в этот раз все явно поднапряглись.
Левон Айрапетов и Павел Романов заточили макет своего загородного дома в черный куб. Куда заглянуть можно лишь через несколько прорезей. И увидеть, как он там крутится, ослепляемый всполохами света. Просто камера-обскура какая-то.
Бюро "А-Б" выставило макет загородного дома. Казалось бы - что такого? Но, во-первых, он размерами в полдома, во-вторых - сделан из натурального бетона, в-третьих, сам дом хорош чрезвычайно - плавными формами плана повторяя все изгибы рельефа.
Влад же Савинкин и Владимир Кузьмин выставили свою архитектуру и вовсе в натуральную величину. Дупло будущего - этакий деревянный кокон, в котором каждый может посидеть, глядя в компьютер или на мир, через дырочки.
Заграница осталась в прошлом
Зарубежная часть выставки всегда била по нашему самолюбию. Как бы ни была она скромна, всегда было ясно: нам еще, Шура, пилить и пилить. Новейшая британская архитектура, берлинская, американец Грэг Линн - все это обозначало очень дальние перспективы.
В этот раз заграничное присутствие ограничилось фигурами историческими: датский дизайнер Арне Якобсен (которому - сто), британская легенда Питер Кук (который, конечно, строит, но пик славы его пришелся на 60-е), школа Бартлет (чей трехминутный фильм мчится клипом). И хотя, посмотрев Якобсена, один из лучших русских дизайнеров сказал: "Да он же еще 40 лет назад все сделал!" - все равно есть ощущение, что мы уже не сильно хуже.
Сегодня, правда, дает мастер-класс Филипп Старк - звезда первой величины. Тягаться с его веселым дизайном, поставленным на поток, нам пока тяжеловато. Выставка же его откроется завтра в Центре искусств на Неглинке: зданием ЦДХ мэтр остался недоволен и потребовал снять рекламу "Липтона" с фасада. Что он имеет против чая - не сказал.