Икон не рубили. Баранов не резали. От участия с истерикой никто не отказывался. "Арт-Москва" образца 2002 года стала самой тихой художественной ярмаркой Москвы (не считая, конечно, артсалонов в том же ЦДХ, которые так тихи, что практически незаметны). И это хорошо.
Самой громкой артакцией ярмарки стал перформанс Лизы Морозовой. В день вернисажа каменщики (профессионалы!) замуровали бедную девушку кирпичами. Конечно, для красоты картины стоило бы так и оставить - до конца ярмарки. Статьи бы пошли: "на "Арт-Москве" убивают художников", крики, реклама... Но Лизу размуровали в тот же день - без помпы, без крови, без жертв. Радикальное искусство девяностых перешло в аккуратный акционизм нового века. Никаких скандалов. Просто перформанс.
Самой большой неприятностью ярмарки стало отсутствие французской делегации. Французы во главе с куратором Николя Буррио просто не приехали. Не объясняя причин. Еще были проблемы с таможней - у литовцев. Но это уже дело обычное. Бдит таможня. Чтоб не прокралось вражье рыло в независимую Россию. Но в конце концов и литовцев по стенам повесили и на мониторах включили. Так что "Арт-Москва" постепенно становится просто тихой заводью современного искусства. Вокруг - небольшие выставки современного искусства разных стран и народов. В центре - святая святых. Собственно ярмарка.
Фолькер Диль (Берлин) продал 2 работы дуэта Штепанек и Маслин - по 2000 долл. каждая. "Московская студия" продала один большой пароход, напечатанный на металле (2000 долл.). "Гибрид крейсера "Аврора" и авианосца "Киев", - как шутит Борис Бельский, автор работы и одновременно галерист; он и про ярмарку говорит на военно-морском жаргоне: "завоевали плацдарм. Закрепились. А сейчас непонятно - то ли наступление пойдет, то ли авиацией накроет". Лиза Плавинская ("Улица О.Г.И.") радостно рассказывает историю о фотографе и его модели: моделька улеглась под инсталляцию голой, поворочалась - это ли не пример популярности современного искусства в народе? Хотя продали в "Улице О.Г.И." только картинку Джикии за 300 долл. - такой суммой даже аренды не отбить. У маститого Гельмана успех поярче - продали Сергея Волкова за 4000 долл. да 2 компьютерных дисплея с движущимися картинками от Даниила Васильева (по 3000 долл. каждый) и 3 шелкографии Пепперштейна (от 500 до 800 долл. за штуку). Австриец Ханс Кноль продал со своего стенда объект Розы эль-Хасан (1000 долл.) и тиражную работу новичков из PP Group (тоже 1000 долл.) да еще несколько мелких графических листов Александра Бренера и Барбары Шурц (по 200 долл. каждая). Несмотря на скромный финансовый успех, Ханс Кноль ярмарке очень рад и говорит о растущем интересе публики. А с собой он привез группу австрийских туристов, интересующихся современным искусством. Его берлинская коллега Паула Бетчер рада тому, что в Россию на художественную ярмарку приходит "много людей из разных слоев общества. Это не искусство для искусства". Паула тоже продавала Бренера/Шурц по 200 долл. за графический лист, но настоящей ее удачей стала продажа картины Мартина Ролофа (3000 долл.). На рабочем столе Паулы лежит визитка московских художниц Лены Ковылиной и Ани Абазиевой. На визитке - Ильич и лозунг "Искусство принадлежит народу". С этим лозунгом Паула собирается пойти на первомайскую демонстрацию.
Так и прошла ярмарка. Экскурсия. Демонстрация. Приятная встреча с коллегами. Как говорит Виктор Мизиано, один из экспертов ярмарки: "Самое главное - возникла рутина. Перестали мыслить прорывами". Единственный явный успех - у Айдан Салаховой. Ее стенд был расположен в самом выгодном месте - прямо напротив входа на ярмарку: 6 фото-бабочек Михаила Розанова (по 3800 долл. каждая), 2 фотографии Журавлева (по 3000 долл. каждая), живописный "Пупок" от художника Кочановича (3000 долл.), "Лестница в небо" Лизы Березовской (фотоинсталляция, 4000 долл.), рисунок Оссовского за 25 000 долл. (!), да еще по картине Погоржельской (4000) и Панова (3000). Цены, впрочем, указывают не конечные (сниженные), а по прайс-листу. Так что не вполне понятно, как на ярмарке могли наторговать на 350 000 долл. (общая цифра продаж, сообщенная "НГ" в офисе "Экспо-парка", организатора "Арт-Москвы"). Ну да ладно. Главное - хорошо провели время.
Ходят весенние девушки. Бродят счастливые парочки. В воскресенье в ЦДХ выстроилась очередь. Правда, в такой прекрасный день девушки и парочки пришли бы на любую выставку.