Итак, самая дорогая картина, когда-либо проданная на территории нашей страны, пополнила Государственный музейный фонд. Через некоторое время, по окончании технологической экспертизы, четвертый ("самарский") вариант "Черного квадрата" Казимира Малевича будет выставлен в государственном Эрмитаже - аккурат напротив "Композиции # 6" Кандинского.
По словам министра культуры Михаила Швыдкого, государство впервые воспользовалось приоритетным правом на приобретение художественного объекта, являющегося достоянием национальной культуры России. А все потому, что в истории этой возник глава холдинговой компании "Интеррос" Владимир Потанин. Возник он, как водится у меценатов, с миллионом долларов (32 миллиона рублей), суммой, рекомендованной за картину независимым оценщиком Георгием Путниковым. Столь скромную цену последний объяснил особенностями внутреннего рынка, сославшись также на некий психологический предел покупки - оцени ее выше, и дрогнет рука дающего.
Миллион был перечислен без всякой дрожи, Министерство культуры оперативно направило по письму в аукционный дом "Гелос" и Комитет кредиторов Инкомбанка, к чьей распроданной ныне коллекции и принадлежал "Квадрат". Минкульту не отказали, и решение о прямой продаже картины госфонду, минуя аукционный торг, оказалось принятым ко всеобщему умиротворению. Вот, собственно, и вся история, единственной интригой которой стал вопрос: отчего право экспонирования картины принадлежит теперь не Русскому музею и не Третьяковке, а именно Эрмитажу, отнюдь не славному живописной коллекцией искусства, чуть меньше ста лет именуемого современным? Что ж, таково условие Владимира Потанина. По словам директора музея Михаила Пиотровского, в планах Эрмитажа теперь - создание нового отдела современной живописи. Новоприобретенный Малевич вкупе с Кандинским, Матиссом и Пикассо станут основой данной коллекции.
Претендовавший на покупку картины Малевича Зураб Церетели (для фонда Музея современного искусства), по свидетельству министра Швыдкого, не заявил при этом никакой цены. Министр трогательно добавил: "Мы сочли, что, если "Черный квадрат" окажется в крупнейшем государственном музее, это будет справедливо".
Дорогую покупку предъявят публике действительно скоро - только придумают, как ее охранять. В общем, теперь в Москве и Питере ровно по два "Квадрата": два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Что тоже справедливо.