Архитектура
У хорошей современной архитектуры, появившейся в России за последние десять лет, с попаданием в лауреаты Госпремии всегда были проблемы. В первую пятилетку ее представляли в основном банки (два из них, впрочем, премию получили), во вторую - небольшие офисные здания и магазины. Сегодня к ним добавились элитные жилые дома. В каковых высокое общественное звучание обнаруживается с трудом. Поэтому в номинанты не попал даже победитель последнего фестиваля "Зодчество" - что нарушило традицию и стало своего рода сенсацией. Хотя этот-то жилой дом на улице Хачатуряна искренне хорош.
Отметив три зажравшиеся архитектурные столицы (Москву, Питер и Нижний), номинаторы отправились по России, но и там обнаружили всего три достойных объекта. Два театра (в Казани и Воронеже), спроектированные одной и той же командой, и заповедник "Михайловское". Стоит заметить, что выдвижение архитекторов, трудившихся над преобразованием заповедника (в номинации "Архитектура"), несколько комично сочетается с выдвижением музейщиков, трудившихся над сохранением оного в первозданном виде - но уже в номинации "Просветительская деятельность".
В этом раскладе главным претендентом на победу оказывается Зал церковных соборов храма Христа Спасителя. Дело, как известно, сделано великое, однако же за искусство никто не принимает (как, впрочем, не считали шедевром храм и в первой его жизни). Пространство же действительно оригинальное - один обратный свод чего стоит. Кроме того, это открывает невиданные перспективы: обладателем Госпремии еще ни разу не был интерьер. Ну и Михаил Посохин, получив наконец недостающую регалию, глядишь, перестал бы так усердствовать в дальнейшем облагораживании облика нашего и без того несчастного города.
Николай Малинин
Литература
Государственная премия - премия особая, она должна отражать именно государственный выбор. При этом из года в год она остается одной из самых безликих премий - по крайней мере в области литературы. Ну не Проханову же эту премию давать.
В отличие от премий скандальных (или просто много обсуждаемых) здесь выбор странен - особенно в то время, когда государство на всех углах кричит о патриотизме и национальной идее. В идее нет ничего дурного, как и в самом патриотизме.
В литературе это Константин Ваншенкин со сборником стихов, Даниил Гранин с романом "Вечера с Петром Великим", Юрий Кублановский с двумя сборниками, Анатолий Курчаткин с романом "Радость смерти" и роман "Блуждающее время" Юрия Мамлеева вкупе с его же рассказами. К списку примыкают книги Игоря Волгина о Достоевском, значащиеся в разделе "Просветительская деятельность". Поэты в этом списке упоминаются известные, впрочем, упоминающиеся последние несколько лет в списках всех прочих нормальных нескандальных премий.
Собственно, задача Госпремии не столько в том, чтобы стимулировать литературный процесс, а в том, чтобы определить позицию государства по отношению к той или иной разновидности литературы. Самый "государственный" текст - это гранинский роман о Петре, набитый разговорами наших современников о далекой эпохе. У Гранина тема Петра вполне современна, это не обычный исторический роман, а осмысление культовой фигуры, а язык - вполне традиционен. У Мамлеева же - метафизика Засмертья скорее отпугнет высокий Совет. Что касается интересного романа Курчаткина, то смерть тоже бродит по нему, как по своей вотчине.
Гранин просится в лауреаты хотя бы потому, что его время хоть и кровожадное, но что-то вроде отсчетного, мерного для истории России.
Владимир Березин
Кино
Список претендентов на Госпремию в кинематографе не вызывает особой эйфории. Но не потому, что он плох, а потому, что не нов. Вошедшие в него фильмы были событиями прошлого, а то и позапрошлого сезонов. Все уже успели их "отжить".
Среди телесериалов выбраны наиболее кинематографичные - "Воспоминания о Шерлоке Холмсе" Игоря Масленникова и "Граница. Таежный роман" Александра Митты. Первый, наверно, можно назвать самым эстетичным из нынешних сериалов. Только лучше не вспоминать гениальные серии "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Тогда в режиссуре Масленникова были энергия и вдохновение. А история об Артуре Конан Дойле снята лишь печально и культурно. "Таежный роман" слишком откровенно преследует сугубо развлекательные цели и почти лишен гражданского пафоса. Поэтому до Госпремии не дотягивает.
Из кинофильмов конкурентами справедливо оказались неординарные работы: "Молох" с "Тельцом" Александра Сокурова и "Нежный возраст" Сергея Соловьева. На волне признания в большой кинотусовке в список затесался и "Дневник его жены" Алексея Учителя. Однако по большому счету ни серьезного профессионализма, ни смысловой глубины эта картина не демонстрирует. Кривляние и кокетство на могиле Бунина и его запутанной личной жизни - верный промысел славы. Будем надеяться, что Госпремию за это пока не выдают.
Имело бы реальный смысл наградить Госпремией "Нежный возраст". Авторское кино, которое способно уловить нерв сегодняшнего дня, надо ценить. Но очевидно и то, что "Нежный возраст" - слишком раскомплексованная и хулиганская картина, чтоб удостоиться торжественной награды.
Государству всегда проще оценить кошмары истории, чем признать драматизм современности. Самые реальные шансы - у двух картин Сокурова. Своей рафинированностью и отрешенностью от нынешней жизни это кино навевает академичный покой. Затронутые политические темы странным образом не содержат ничего дерзкого, шокирующего и неблагонадежного. А реалии жизни Гитлера и Ленина представлены у Сокурова так убедительно, что готовы обрести статус реанимированного прошлого. И это пугает, то есть - впечатляет.
К тому же оба фильма сделаны на "Ленфильме", в Санкт-Петербурге, самом любимом городе нашего теперешнего государства.
Екатерина Сальникова
Изобразительное искусство
Асса, пацаны! Сергей Шутов получит Госпремию. Это будет номер...
Шутов - один из самых известных русских художников с конца 80-х. С того момента, как принял участие в знаменитом московском аукционе "Сотби"с". В чемпионы продаж не выбился, но получил свои 15 минут славы. Тогда Шутов рисовал яркие эйфорические картины. Его считали одним из лидеров "новой волны" искусства.
Шутов - человек-загадка. С одной стороны, мало участвует в московских тусовках. С другой - всегда вовремя возникает в нужном месте. В последний раз в Москве он засветился на выставке и аукционе современного искусства в Манеже (к 10-летию ММВБ). Тогда, 15 января 2002 г., шутовский "Глаз" был продан за 1200 долл. Так что Шутов - один из художников, прочно закрепившихся на внутреннем рынке (ведь к продаже на аукционе было предложено 14 лотов, а продано из них всего 6). Удачник.
***
В 2001 г. Шутов отличился дважды. В Венеции и в Берлине. "Айдан-галерея" привезла в Германию несколько его "Нимбов" - на берлинский "Арт Форум", одну из крупнейших в Европе ярмарок современного искусства. В Венеции Шутов стал одним из экспонентов биеннале, самой престижной Всемирной олимпиады искусств. В Русском павильоне биеннале Шутов оказался вместе с Ольгой Чернышевой и Леонидом Соковым. Там-то и была впервые показана инсталляция "Абак".
Целая комната верующих. Под черными покрывалами они разгибали и снова опускали плечи и головы. Одушевленная инсталляция. Мрачное впечатление. Потому что первое, что казалось человеку, пришедшему в зал, - под траурной тканью молятся живые люди. На деле-то - роботы. Один из критиков даже предложил новое название жанра - "робоперформанс".
У Шутова явно отсутствует собственный "знак". То, чем Шутов-87 мог бы быть схож с Шутовым-95 или Шутовым-01. Единственное, в чем Шутов являет завидное постоянство, - он всегда вместе с модой.
Отношения религий. Вот модная тема сегодня. По углам инсталляции "Абак" стояли телевизоры: с их экранов тексты молитв бежали к зрителям, а слова разносились в воздухе. Тексты на разных языках, слова самых разных Святых Писаний. На Госпремию Шутов выдвинут именно за "Абак".
В списке номинантов много фамилий. Последним значится Шутов. Последним - по алфавиту. Но первым - по совокупности заслуг.
Михаил Сидлин
Музыка
Номинанты в разделе "Музыкальное искусство" ходят парами и явно делятся на три категории. Первая - "культурные тяжеловесы", и в ней, безусловно, лидирует Государственный академический квартет имени Бородина, за которым по пятам следует органист Гарри Гродберг (оба претендента выдвинуты Московской государственной филармонией, что делает конструкцию в высшей степени респектабельной).
Вторая категория предлагает президентской комиссии обратить внимание на труды, возможно, и не выдающихся, но вполне заслуживающих уважения музыкантов. Эту пару составляют грамотный, с хорошим стажем композитор Карен Хачатурян (от Союза композиторов России) и пианист Александр Тараканов за программы 1999-2001 годов и фестиваль памяти Генриха Нейгауза (представлен минкультом Саратовской области).
Третья пара вызывает наибольший интерес, поскольку вопрос о том, дается ли Госпремия за неординарное трудолюбие или за неординарные позиции в искусстве, пока что обсуждается.
Трудолюбие композиторов Владимира Мартынова и Сергея Слонимского - вне всяких сомнений. Но не оно делает их значимыми фигурами. Музыкальное шестидесятничество Слонимского куда более строгое и замкнутое, нежели авангардизм трио Шнитке-Денисов-Губайдулина, мягко апеллирующее к традициям эстетской питерской школы Римского-Корсакова, но не причастное замшелости, не сделало из композитора эмблему горделивого советского авангардизма. Соответствующий брэнд работает без его участия. Оно, может, и слава богу. Теперь Слонимского трудно назвать одним из главных героев русской сцены, но тогда, когда об этом вполне можно было разговаривать, в протоколах официоза его имя практически не появлялось. И если появится теперь, это даже скрасит оные, не подвергнув ни малейшему сомнению их высокопарную и томную сущность.
Другой персонаж этой пары - композитор Владимир Мартынов - теперь как раз и есть один из главных героев новой русской музыки. И если в 70-е Денисов прочил ему славу лидера поколения, а потом отрекся от автора, чьи эстетические пристрастия показались ему далекими от магистралей большого стиля, то сегодня эту самую славу лидера у Мартынова никто не оспаривает. Мартынов интеллектуал, эстет, в прошлом - бархатный революционер (тихий антиавангардистский переворот в русском искусстве в конце 70-х буквально "сочинил" саму возможность неортодоксальных художественных позиций). Сегодня - автор научных трудов и музыки, будоражащий сознание публики строгой красотой концепций и изяществом принципов, делающих искусство искусством (эстетической практикой), а не промыслом. На Госпремию выдвинут газетой "Вечерний клуб", отчего его позиция номинанта представляется все больше реверансом списка в адрес скучающей публики.
Юлия Бедерова
Театр
Вот шесть номинантов, шесть судеб, шесть миров. Коллектив Вахтанговского театра без Ульянова, но с Мирзоевым, компания фоменок с Петром Наумычем в придачу, две невиданные, но политкорректные труппы из провинции, а также управители театров-музеев Кирилл Ю. Лавров и Юрий М. Соломин. Список, прямо сказать, неоригинальный, впрочем, Комиссия по госпремиям этим удивительным человеческим качеством никогда и не обладала. Конечно, никто не ждал, что медальки получит какой-нибудь Кирилл Серебренников или Нина Чусова, но все-таки... Смотрите.
Из всех шести претендентов к реальному театральному процессу имеет отношение только коллектив Мастерской Фоменко, где идут иногда неплохие, а подчас и замечательные спектакли. Все остальное - либо былые заслуги, либо странное представление чиновников о качестве театрального обслуживания населения. Возьмем, к примеру, коллектив Театра имени Вахтангова. Выдвинули его сотрудники (-цы) Дома актера и газеты "Экран и сцена". Как вы думаете за что? "За творческое развитие традиций Е.Вахтангова". И что - это стоит госпремий? Неужели развитие каких-то там традиций должно специально поощряться? Или больше не за что? Вполне возможно, что и не за что. Суханов, конечно, превосходный актер, но в 1997 году он уже получал эту самую государственную за роль в спектакле "Хлестаков", так что может и подождать. Мирзоев же Владимир Владимирович, по большому счету не сотворил ничего великого и грандиозного - разве что традиции возродил.
О Кирилле Юрьевиче и Юрии Мефодиевиче писать бессмысленно. Они корифеи, у каждого центнеры наград, званий, ролей. Получат - ну счастья им. Не получат - с них не убудет, не лучшие они - нет. Как не лучшие и театры из Самары и Ульяновска, присутствующие в списке под знаком региональной политики и толерантности. Так бывает, но к искусству никакого отношения не имеет.
Не то - Фоменко. Вернее, фоменки, ибо на Госпремию представлены несколько человек, и Петр Наумович только первый среди равный. Такой первый фоменка России. На его спектакли невозможно попасть, их эстетическое качество практически бесспорно, его театр - возможно, лучшее, что сегодня есть в Москве. Но, во-первых, у ПН уже несколько нагрудных значков, а во-вторых, артистка Тюнина номинирована на премию и в другой области - за фильм "Дневник его жены". Так что глупая социальная справедливость вполне может перебороть реальные заслуги и премию получит какой-нибудь Самарский театр имени Горького, представленный отчего-то руководством местного аэрокосмического университета. Видимо, большими поклонниками театра.
Антон Красовский