0
919
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2002 00:00:00

Алкогольное измерение опасности

Тэги: караченцов, музей, акция, колейчук


Однажды в воскресенье архитектор О., тележурналист Ш. и завкафедрой Суриковского института Я. собрались в Музее современного искусства тайком. Что за бред! (воскликнет непроницательный читатель). Зачем ходить в музей тайком? Дело в том, что они пришли на акцию Петра Караченцова. Акция была тайной.

Общество - это иллюзия. Для человека реально существует только круг его непосредственного общения. Президенты, правительства, думы - телероман. Да и все вообще, кто выпадает за близкий круг, - наделено лишь условными чертами. Художник может ориентироваться на иллюзорную жизнь "большого общества". Тогда все его искусство оказывается приложением к социальным теориям или политическим фигурам. А может опираться на ближний круг. Анализ вкусов "своего круга" Петр Караченцов продолжил в церетелиевском музее.

"Салют" - русский пенящийся напиток. "Вдова Клико" - шампанское из шампанских. Суть акции "Салют"-"Шампанское" в сравнении двух напитков. Процедура - голосование: всем участникам раздают по две одинаковые бутылочки (из-под минералки, внутри - одинаковые на цвет, но разные по вкусу напитки). Емкости маркированы буквами алфавита. Те же буквы ("л" и "п") лежат и в конверте, выданном каждому участнику. После акции понравившуюся букву каждый кладет в "урну для голосования" (она же - конверт). Анализ общего выбора и составляет предмет исследования. Две трети в Музее Церетели голосовали за "Вдову Клико".

Вкус - умершая эстетическая категория. Один из основных терминов классической эстетики. Ныне понятие "вкуса" во всей его чистоте сохранили только гурманы. При помощи своей акции Караченцов иронически возвратил "вкус" в музейный антураж. Музейная обстановка - ключевой участник события. Дело в том, что проверке была подвергнута изменчивость вкуса.

Меняется ли пристрастие к алкоголю в зависимости от самого музея? Теперь на этот вопрос можно твердо ответить: "Да!" Акцию "Салют"-"Шампанское" Петр Караченцов уже проводил дважды в начале девяностых - в Бобуре (Центр Помпиду) и в Пушкинском музее. Два предыдущих опроса выявили превосходство "Салюта" над "Шампанским" (две трети были за "Салют").

Русский перформанс - дикое происшествие. В нем всегда есть элемент неожиданного. Выставочный зал - не театральная сцена. В этом - коренное отличие: возможность того, что вдруг злобный перформер схватит в охапку критикессу и изрисует ей все лицо (как это было у Бренера). Поэтому московский подготовленный зритель ждет от перформанса чего-нибудь этакого. Опасного. И художник ждет. И музейщик.

Опасность придает особую бодрость ожиданию. А если опасности нет - ее можно придумать. Акция Караченцова была мирной. Но место и обстановка - Музей Церетели с его суровыми охранниками и бдительными старушками. Их молчаливое присутствие придавало всем участникам заряд бодрости. Акция "Салют"-"Шампанское" представляла собой социологическую пародию. Замер общественного мнения по вопросу о вкусе.

Выставка Вячеслава Колейчука открылась день в день с акцией Караченцова. И вне всякой связи с ней. Центром вернисажа было представление "Тотального театра Колейчука". Опасность этого перформанса лежала не в социальном плане реальности (засекут - не засекут), а в визуальном (заболят глаза - не заболят). В основе перформанса - наложение черно-белой сетки квадратов на человеческое тело при помощи видеопроектора. Танцовщица двигается, и черно-белые квадратики с ней в такт. Рябь то и дело пробегает перед глазами.

Оп-арт опасен для здоровья. Глядя на платья, сделанные по эскизам Вазарели, люди теряли сознание (ходит такая байка). Виртуозная красота черных-белых пространственных пересечений, выполненных по рецептам Колейчука и его дочери Ани, вызывала у слабых гостей дурноту в самом прямом смысле слова. Добросердечные хозяева отпаивали жертв искусства водкой.

Так акция Караченцова обрела новое измерение - в сравнении. Душевную горечь от современного русского искусства лучше заливать французским шампанским. А вот физическую немощь после современного искусства лучше лечить водкой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2748
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3291
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2417
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4277

Другие новости