0
1512
Газета Культура Интернет-версия

28.03.2002 00:00:00

Без центра

Глеб Вышеславский

Об авторе: Глеб Вышеславский - художник, критик, главный редактор журнала "Terra Incognita", член экспертного совета фестиваля "Культурные герои" по изобразительному искусству.

Тэги: фестиваль, искусство, украина


Завершился всеукраинский фестиваль "Культурные герои". Мероприятие такого масштаба проводилось впервые за всю историю независимой Украины. В нем участвовали художники, литераторы, музыканты и актеры из восьми городов - Киева, Одессы, Ивано-Франковска, Ужгорода, Донецка, Днепропетровска, Харькова, Львова. Но дело не в географическом представительстве, не в числе представленных проектов и даже не в охвате различных видов искусств.

Впервые современное искусство оказалось в центре внимания масс. А ведь совсем недавно его представители довольствовались лишь квартирными выставками, кухонными чтениями, малой сценой. Да, со времен "бульдозерной выставки" ситуация изменилась почти на 180 градусов - но за этим "почти" скрывается многое. Фестиваль проводился по инициативе двух общественных организаций (Ассоциации артгалерей Украины, Ассоциации деятелей современного искусства Украины) и одного частного телеканала (Интер). Государство же предпочитает современное искусство не замечать. Конечно, это лучше, чем аресты участников кухонных чтений, но с другой стороны, современное искусство представляет собой систему социальных связей, часть которых должно брать на себя государство.

Сегодня жители Харькова ничего не слышали о литературе Ивано-Франковска. А львовяне или киевляне не имеют никакого представления о художественной жизни Донецка. Несмотря на большое количество общеукраинских телеканалов, огромное число газет, современная культура в них почти не представлена. Конечно, в силу исторических причин Украина являет собою невероятное разнообразие как религиозных, так и культурных представлений. Помимо конфессиональной пестроты (православные, униаты, католики) разнообразие обусловлено и уникальным положением Киева как относительно молодой столицы. Регионы Украины в очень малой степени находятся в зоне культурного притяжения Центра. Несмотря на десятилетний статус столицы государства, Киев не имеет собственной художественной "школы". Впрочем, для культурных традиций десять лет - не срок.

"Общеукраинского знаменателя" нет. Уникальная культурная децентрализация является сильной (и одновременно - слабой) стороной украинского современного искусства. Вспомним, что, например, во Франции подобного результата правительство стремится достичь уже много лет с помощью специальных автономных региональных отделов культуры (FRAC). Благодаря "Культурным героям" представить разнообразие региональных отличий в современной Украине стало проще.

До Киева фестиваль проходил в нескольких городах Украины, одной из главных его точек стал Львов. Средневековый центр города, чистота улиц, "по-европейски" теплый февраль - все говорило о том, что зрители оказались на Западе или в его преддверии. Подобно тому, как в Киеве русский язык время от времени переходит в украинский, во Львове украинский, к удивлению слушателей, может плавно, в течение одной фразы превратиться в польский.

Львов имеет давно сложившуюся структуру современного искусства. Видимой частью айсберга являются, например, галереи "Дзыга", "Гердан", "Червони руры". Проект "Экология 3000" Василия Бажая открывал львовский фестиваль в древнем дворике перед входом в "Дзигу". Большие фотографии были вывешены на древних каменных стенах по периметру двора, в центре которого располагалось квадратное пространство, обозначенное глыбами оптического стекла, похожего на лед. На фоне космически яркой синевы неба были сфотографированы бетонные высоковольтные столбы с водруженными на них стеклянно-ледяными глыбами. Благодаря названию представленные артефакты складывались в холодный футурологический образ безжизненного, обезлюдевшего пространства, где о прошлом существовании культуры и тепла можно лишь догадываться, разглядывая на ледяных глыбах знаки рыб, подобные то ли петроглифам, то ли раннехристианским изображениям в катакомбах Рима.

Проект "Вход-Выход" Анны Сидоренко и Сергея Якунина представлял собой классическую интерактивную видео-инсталляцию. Входящие в выставочный зал зрители снимались со спины видеокамерой с синхронной проекцией на эти же двери с обратной стороны. В результате на дверях и входящих зрителях образовывалось их же "выходящее" изображение. Секундная задержка узнаваемости создавала эффект, возникающий при рассказе хорошего анекдота, начинающегося взрывом смеха с последующим осознанием глубины высказывания и многоплановости смыслов. "Вход-Выход" был лучшим мультимедийным проектом фестиваля во Львове.

Проект Владимира Костырко с экзотическим названием "Il'ustraciji Istoriji "Istoriji Mystectva" ("Иллюстрации истории "Истории искусства" - или по-простому - иллюстрации к историографии искусств) был представлен в галерее "Гердан". Автор продемонстрировал редкий на Украине вид "высокоинтеллектуальной" живописи. Живописные полотна иллюстрировали популярные в искусствоведческой среде концепции Эрнста Гомбриха, Осипа Назарука, Зигмунда Фрейда и многих других. Идеи смешивались, вызывая неожиданные, порой анекдотичные ассоциации. Сарказм, уважение, смех, серьезность переплетены в произведениях Костырко в невероятной для живописи гоголевской поэтике. Но даже не владеющего искусствоведческой интеллектуальной игрой зрителя холсты радовали добротностью исполнения "живописной поверхности".

В серии фотографий "Солнышко" Сергея Братковского (Львов) запечатлены всем знакомые решетки окон: круг в углу с расходящимися лучами-прутьями. Автор составил почти полный каталог всевозможных вариантов этого народного шедевра времен социализма. Утилитарная вещь способна благодаря серии фотографий Братковского обрасти глубиной смыслов и стать почти символом ушедшей эпохи тоталитаризма, закрытости и несбывшихся надежд. Символом, с которым мы продолжаем сталкиваться и сегодня.

На фестивале во Львове не было новых имен. Кроме одного. Инсталляция "Черная хата" Виктора Лавного (Львов) представляла интересный эксперимент по применению эффектов люминесцентного свечения отдельных предметов в темноте. Светились фотографии крестьян, помещенные в стеклянные трехлитровые банки. Кунсткамера, возникающая вместо хаты, приводила к размышлениям о музеефикации традиционного уклада народной жизни, консервации наших представлений о ней (в трехлитровых банках).

Лучшие проекты из Львова переехали в Киев. Вместе с ними в столице оказались выставки, собранные по всей Украине. Фотопроекты группы "Кабул" и Олега Литвинова (Днепропетровск) сочетали эстетику поп-арта с современными принципами построения рекламных плакатов. Художники, "которые представляют направление поп-арт", - было написано в пресс-релизе другого проекта группы художников из Харькова (Василий Антонюк, Алексей Борисов, Сергей Братков, Сергей Солонский, Владимир Гулич). Действительно, многое на этой выставке напоминало о шестидесятых, но именно из-за этого возникало тревожное чувство ностальгии.

Художников из Одессы объединило обращение к проблемам новых технологий и генной инженерии (выставка "Объективное - бессознательное"). В этом же русле лежит медиапроект "Беби" (Юрий Кручак, Ирина Олейнина, Павел Рыженко), который воссоздал в виде интернет-сайта популярную игру "Тамагочи". С одним "но": игра строится вокруг взращивания человека. А это уже не безобидные игры в зверушек.

Название фестиваля сначала звучит странно. Не устал ли наш слух от спекуляций на тему "героизма"? Ведь с тех самых пор, как в ХХ веке возникли различные формы популистского деспотизма, "героическое" стало крылатым словом. "Героизм" стал новой этической системой. Это было воспевание действия, воли, коллективизма. Но вместе с тем тоталитарная пропаганда предлагала подделку - вместо личности речь шла об интересах нации или класса. И сегодня государства в большей или меньшей степени поддерживают идеологию псевдогероизма как инструмента одурманивания сознания. Однако для развития общества магия коллективных идеологий должна быть преодолена. Ради настоящего героизма - героизма самоосознания каждого человека, которое базируется на творчестве в самом широком понимании этого слова. Во все времена настоящий героизм был проявлением выбора, который основывался на самоосознании. Это внутренний путь творческого развития индивидуального духа. Именно в контексте таких рассуждений словосочетание "культурный герой" обретает свой смысл.

Личная точка зрения, индивидуальный подход к явлениям, самоосознание себя в постоянно меняющемся контексте времени - черты безусловно присутствующие у многих фестивальных авторов. Фестиваль показал: культурная жизнь регионов Украины необычайно богата и разнообразна. Это дает основание надеяться - фестиваль "Культурные герои" перерастет со временем в биеннале современного искусства.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
626
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
752
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
706
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
705

Другие новости