Приезжая, особенно в одиночестве, в чужой город, путешественник фотографирует все подряд - дома, задворки, улицы, людей, - все, что называют "городской средой", стремясь освоиться в этой среде, стать "своим". Порой такое желание овладевает человеком и в собственном городе, когда, оглядевшись вокруг, он вдруг видит не привычные до безразличия здания, а странные и незнакомые декорации. Главным героем снимка становится именно город - люди на фотографии лишь оттеняют его образ. Город странный, самодостаточный, иногда снисходительный, иногда - враждебный.
Такой и увидел новую Москву известный фотограф из Сан-Франциско Денис Летбеттер, чьи работы находятся в Музее современного искусства (МОМА), в Международном музее фотографии в Нью-Йорке, в Музее Родена. Выставка его панорамных фотографий "Москва/2" открылась в Доме фотографии в рамках проекта Юрия Аввакумова "24".
Каждая из 24 выставок проекта несет в себе некую собственную идею, обусловленную почерком мастера; общее, по сути, - только городское пространство и число снимков: 24. Правда, в случае Летбеттера имеет место тайное отступление от последнего правила. Его 24 - это на самом деле 12 разделенных надвое панорамных видов, причем мастеру удалось "препарировать" снимки таким образом, что у зрителя, не знающего Москву наизусть, не возникает ни малейшего подозрения относительно единства "разрезанных пространств".
Москва давным-давно стала "городом контрастов", причем в отличие от многих американских и европейских мегаполисов этот контраст повседневен и повсеместен настолько, что москвичи перестали его замечать. Нередко, отвернувшись от помпезной панорамы сталинского ампира, наталкиваешься взглядом на полуразрушенные особнячки, а стальной герой с лицом Гагарина вздымается над вечным, разбитым и пыльным бетонным забором, имеющим для россиянина значение символическое. Но зачастую только свободный и беспристрастный объектив художника в силах отразить и ненавязчиво подчеркнуть абсурд и - одновременно - естественность подобных сочетаний.
Как отмечает куратор выставки, "для такого двуличного столичного города, как Москва, способ фотографирования "два в одном" может быть более адекватен, чем парадная панорамная съемка исторических видов". И трогательно одинокий летбеттеровский жирафик из Московского зоопарка вполне адекватно соседствует на снимке со столь же сиротливо торчащим в небе шпилем высотки с Кудринской площади.