Суть вернисажа - узнавание: "Смотрите, кто пришел!" Поэтому выставка портретов художников - особый жанр. Самоосмотр придает тусовке сплоченность. Тусовочные портретисты поддерживают групповую идентичность.
Съемка с препятствиями - вот способ портретирования, избранный Таней Хэнгстлер. Художник Юрий Хоровский прикрылся маской слоника. Сама Хэнгстлер - в маске тигра (ее не узнать). Преградами служит что угодно - собственная рука модели, полный бокал, чужой профиль. Так сама процедура опознания подчеркнута. Выявлена.
"Играем в угадайку, - говорит на вернисаже критик Миша Боде, - Герцовская? Нет. Не Герцовская". "Да это Палащенко!" - подсказывает критику товарищ. На фотографии - некто в яркой шапочке (кто конкретно - узнать трудно). А рядом - другой кадр: парень в синей кепке, которая надвинута прямо на глаза, из-под кепки торчит челюсть без передних зубов. Тусовщики недоумевают: "А это кто?" Шофер.
Отделенность от массы - условие существования любой элиты. На выставке Хэнгстлер это - основное - условие нарушено. Лица тусовки не отделены от лиц улицы. Какая-то девочка, застегивающая халатик. Милиционер. И, наконец, просто пальто, из-за которого выступает полглаза, кусок лба и крашеные рыжие волосы. Эта выставка разрушает арт-элиту. Вводит в "свой круг" - кого угодно.
Препятствия - главная тема новой выставки Хэнгстлер. Сначала зритель борется с технологической преградой, которая задана специальным напылением, скрывающим изображение, пока его не отогреешь: феном, дыханием или руками. Затем - композиционная задача: модели скрываются от прямого взгляда. Наконец - психологический барьер: инерция тусовочного восприятия, которая требует узнать всех. Устранив все препятствия, зритель стоит перед "просто портретом". И усилие важней, чем результат.
Новая выставка у Гельмана посвящена процессу зрения-узнавания. Сама процедура впервые выставлена напоказ.