0
925
Газета Культура Интернет-версия

27.02.2002 00:00:00

Дыра дырой

Тэги: киноклуб, фильм, картина


Элитный киноклуб "35 мм", позиционирующий себя как главный специалист по оригинальному кино, выпустил на экраны картину, прямо скажем, неоригинальную. Группа подростков (как в "Я знаю, что вы сделали прошлым летом"), высоколобая закрытая школа "с ценой обучения $30 000 в год" (как в "Жестоких намерениях"), гробящие друг друга школьники (как в "Королевских играх"). И, наконец, размозженная голова, как в "Красоте по-американски".

Кстати, и главная героиня нового фильма "Яма" (или, как еще переводится оригинальное название The Hole - "Дыра", что, на наш взгляд, вернее) англичанина Ника Хэмма ("Марта, познакомься с Фрэнком, Дэниелом и Лоренсом", если кто смотрел) - та же, что и в "Красоте┘" - Тора Берч с ее воловьим взглядом и порочно вывернутыми губками. В "Яме" она не выходит из прежнего амплуа непривлекательной закомплексованной школьницы. Однако последствия ее разрушительной деятельности куда более впечатляющи: четыре трупа и проблемы с карьерой у дамы-психолога.

┘Грязная окровавленная девушка бежит по ухоженным аллеям и подозрительно пустынным коридорам английской элитной школы, где со стен глядят жизнерадостные портреты: ее собственные и ее друзей, которых она только что (как впоследствии выяснится) прямо или косвенно отправила на тот свет. Потом звонит в Службу спасения и издает в трубку вопль, который даст фору всем трем "Крикам", вместе взятым.

Дальше все ясно - хорошего не жди.

Основная идея: не лезь с барышней, которую не любишь, в яму, если не знаешь, как будешь из нее выбираться. Пересказывать сюжет "в багровых тонах" просто неинтересно, хотя там есть все. И подвал-бункер времен Второй мировой (собственно яма). И маниакально-депрессивная любовь героини. И ее отвергнутый поклонник (Дэниел Броклбанк; "Влюбленный Шекспир"). И запертые в подвале вместе с нею самые клевые в школе парень (Дэсмонд Харрингтон; "Жанна Д'Арк", "Мой первый мистер") и девушка (Кира Найтли, "Звездные войны: Эпизод I"). И излюбленный персонаж западного триллера - полицейский-психолог, по-пионерски прямая и настолько честная, что верит лжи потерпевшей, ясной как день и для неискушенного в психиатрии зрителя (Эмбет Дейвиц; "Список Шиндлера"). И даже такая экзотика, как смерть от ботулизма и 10 тысяч трупных мух (ранее не снимались), которые, как гордо объявили создатели картины, "после особо сложной обработки стали абсолютно безвредны для людей".

Интрига фильма (тоже не новая) зиждется на том, что все на самом деле не совсем так, как кажется на первый взгляд. Но на первый взгляд (как и на последующие) видно, что все совсем не так, как планировал режиссер, и не будет никакой тайны. И ничего не будет, кроме молодых тел и надоевшего натуралистического "мочилова".

Даже черного юмора не будет.

Зато ясно, что эпидемия подросткового насилия, после "Заводного апельсина" хлынувшая на киноэкраны и непонятно кому, кроме эстетов-некрофилов, доставляющая удовольствие, вступила в новую фазу. И неважно, что поводом для безвременной кончины четырех подававших разнообразные надежды красивых молодых людей на этот раз стала несчастная любовь непонятой девушки. Мотив слишком мелок при всей его патетичности.

Подобные эксцессы стары как мир - как поведение "черной вдовы", как кульминационная фраза героини Торы Берч в ее рассказе о смерти возлюбленного: "Только мертвый он может остаться совершенным". И если это еще можно понять в "Королевских играх" - у японцев, давно славящихся своим культом смерти, то у рациональных англичан┘ Остается только сетовать на "тихий омут".

Может быть, создатели фильма надеются, что, наглядевшись на то, как юноша разбивает голову лучшему другу за банку колы, а девушка сталкивает неудачливого поклонника с моста, подростки не будут делать то же самое со своими одноклассниками? Они, конечно, любят замирать от неопасной киношной жути или прятаться с известной целью на задних рядах кинотеатра - благо большая часть действия "Ямы" проходит в полутьме. Но фильм слишком предсказуем, чтобы сойти за альтернативу, и не настолько захватывающ, чтобы стать блокбастером.

К относительным удачам фильма можно отнести разве что усилия оператора Дэниса Кроссана ("Я знаю, что вы сделали прошлым летом") по созданию фирменно мрачного визуального ряда, а также хорошо продающийся саунд-трек к фильму - работа экс-участника группы Pop Will Eat Itself Клинта Мэнселла.

Так что в принципе от "Ямы" можно получить удовольствие. Главное - в нее не углубляться и абстрагироваться от сюжета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
955
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1461
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1094
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1064

Другие новости