Мухи молятся. А вместе с ними - вся железная рать. Моль, вша, жучок-древоточец и священный скарабей. Все подымают к небу лапки.
Мухология - давняя русская забава. Пик славы мелких мошек пришелся на эпоху ОБЭРИУ. Тогда каждый поэт писал о домашних насекомых. Но обессмертил назойливых гостей Корней Чуковский. В известной драме "Муха-цокотуха".
В искусстве наших дней есть свой дядя Корней. Это, конечно, Кабаков с его огромной инсталляцией о мухах. Но кроме Кабакова о разных мелких тварях заботятся еще с десяток московских концептуалистов. Игорь Макаревич и Елена Елагина работают с вредителями больше десятилетия. Вот результат - 25 мошек в XL-галерее.
"Царица мух". Так называется одно из стихотворений Заболоцкого. В нем есть то мистическое напряжение, с которым сталкивается поклонник обериутов в лучших из их стихов. "Царица" помогает в поиске кладов. Мухи гораздо серьезнее, чем они кажутся.
Вельзевул - господин мух. Именно так переводится имя древнего божества. Сварка и резка - вот два метода изготовления железных насекомых, которыми пользуются Елагина и Макаревич. Отблеск адского пламени остался и в этих незатейливых скульптурах.