Были карлики и стриптиз. Лилипуты показывали ярмарочные фокусы, а охранники, пританцовывая, разделись. Так встречали юбилей "газеты Супремус" в галерее XL.
"Супремус" - бесподобный микс. Отличный дизайн: художники все время меняются, но принцип остается одним и тем же - безумная смесь из архивных фотоматериалов и снимков в жанре "домашний альбом", эксклюзивных материалов о русском авангарде и статей о художественной жизни в современной Швейцарии. За 10 лет выпущено 9 номеров. Последним вышел юбилейный # 7 (8). Уже по этой путанице понятно, что форма издания соответствует его содержанию. Авангардно об авангарде.
Герой последнего выпуска - Павел Челищев. На Родине он стал известен после того, как в новой экспозиции Третьяковки выставили его картину "Ад". "Супремус" возник из пламени любви к русскому авангарду, полыхнувшего десятилетие назад. Название взято у Малевича. Доброй традицией издания стали маленькие открытия. На этот раз русскому читателю предъявлен художник, который лучшую часть своей недолгой жизни прожил в Соединенных Штатах.
Александр Шумов живет в Цюрихе. Когда-то работал в журнале "Юный художник", но давно уже перебрался на Запад. Издает "Супремус", перемещаясь между городами и странами. Его любимые герои - радикалы, маргиналы и космополиты. Он первым вытащил в центр Европы Олега Кулика и открыл новую звезду русского перформанса - Елену Ковылину. "Супремус" - индивидуальный художественный проект.
Можно делать "серьезный журнал об искусстве". Но веселее - авторский малотиражный проект, который говорит об издателе больше, чем о ком бы то ни было еще. Издатель сам становится художником.
Художником может быть каждый. Так говорил Йозеф Бойс. Каждый уже является художником. Если верить Ольге Флоренской. Потому что ее новая выставка в галерее "Проект О.Г.И." посвящена "заборным" надписям как "восхитительным объектам графического искусства". А на заборе каждый писал.
Таблички нищих. Объявления в ларьках. Резьба по скамейкам. Ольга Флоренская исследовала их как художник-коллекционер и ученый-дилетант. Выставка в галерее "О.Г.И." иллюстрирует ее научную работу. А подытоживает результаты книжечка, вышедшая в издательстве "Красный матрос". "Психология бытового шрифта" - так называется это исследование.
Отправная точка - русский авангард. Потому что в малотиражных книжечках, напечатанных кубофутуристами, "бытовой шрифт" впервые вырвался на художественные просторы. Ольга Флоренская пришла к этой теме по следам Ольги Розановой. Сейчас знаменитые розановские книжки - драгоценные раритеты и памятники искусства. Розанова первой не испугалась корявых букв. Она поняла их прелесть и силу.
Принцип свободной креативности. Вот что впервые было осознано "кубофутами". Не важно, рисуешь ли ты на заборе, или ходишь с ложкой в петлице, лаешь на прохожих около Кунстхалле, или оформляешь балеты Стравинского. Важна реализация личного творческого замысла. И в этом сходятся Александр Шумов, издатель, и Ольга Флоренская, художник. Наследие русского авангарда оживает на глазах.