Модернист-пятидесятник Леонид Ламм впервые за двадцать лет приехал из Америки на родину. Выставка в галерее Гельмана называется "Инсинуации", что весьма закономерно: после стольких лет эмиграции мысли о родине волей-неволей приобретают оттенок инсинуаций. Намеренное и изощренное искажение истины не только присутствует в этих работах, но и всячески подчеркивается.
...Гипсовые вожди - от Ильича до Николаевича, - на которых спроецированы полотна Малевича и Филонова. Причем изможденные филоновские лики украшают веселое лицо Горбачева, а Ельцин, поименованный "Великим фантастом", пребывает в симбиозе с немного сюрреалистическими зверями. Компьютерные инсталляции на тему жанровой гжельской скульптуры и государственных символов. Гжельская разбитная молодайка украшена горящей на голове свечкой цветов американского "Stars & Stripes" - эта работа 1991 года называется "Great Utopia". Та же баба в инсталляции 2002 года, пережившая разгром ВТЦ и из утопии превратившаяся в символ интернациональной дружбы, окружена неприступным рядом гжельских солдатиков (доблестные американские командос?) и носит гордое имя Liberty.
Сочетания несочетаемых предметов и персонажей столь же причудливы, сколь причудливо слились лица судьбы самого Ламма. Архитектор, изгнанный из вуза за дружбу с диссидентами; соратник Кабакова и Соостера, философ и каббалист; зэк и лауреат кембриджского диплома за заслуги в искусстве. Человек, не лишенный чувства юмора, не может, пережив подобные метаморфозы в собственной жизни, удержаться от веселых инсинуаций на тему превращений.
"Симуляция прошлого, - сказал Ламм, - опыт, освоенный эмигрантами, заселившими Америку. Чтобы не потеряться в лабиринтах дислокации, они наполняли новую жизненную реальность неознаками". Такими, как Нью-Йорк, Нью-Орлеан, чайна-таун или "Русская чайная". Такими, как ламмовские персонажи: гжельская грудастая Liberty или добрый молодец в косоворотке с российским флажком в руке и в знаменитом "звездно-полосатом" цилиндре Дяди Сэма. В том самом, увековеченном Кукрыниксами.