У редких пешеходов моста "Багратион" непременно теперь случится дежа вю. На специальных стендах - очень знакомые фотографии, которые, подобно лицам на вернисажах, точно где-то видел, а где - не вспомнишь. Фотослужба газеты "Коммерсант" и Московский Дом фотографии открыли в этом неожиданном месте выставку "Первополосные кадры". Здесь представлены последние результаты проявок и выжимка из архивов газеты последних десяти лет, отборные фотопередовицы и обложки.
Туда-сюда ходят специальные эскалаторы - горизонтальные, как в лучших местах Европы, чтобы ускорить шаг спешащего и дать отдых ногам уставшего. Мост длинный, и выставка получается сосисочно растянутой по форме и выстроенной зеркально по содержанию: начав осмотр со стороны Краснопресненской набережной, видишь примерно то же, что и со стороны Кутузовского. Проспект имеет перед набережной только одно преимущество: зайдя с него, можно получить небольшую обзорную экскурсию с борта движущейся ленты.
Мимо проплывут: строгий ч/б Касьянов в блеске звездочек с мундиров своих силовых товарищей; генерал-губернатор Лебедь, демонстрирующий мужицки-неприличный жест "русский размер"; сидящий на мотоцикле Жириновский, которого разгоняют с толкача какие-то неформальные элементы; Путин в ассортименте (завязывающий ботинки; с грустными уголками губ глядящий на постбальзаковских дам; едва не привстающий на цыпочки перед Майей Плисецкой). Самый главный президент на выставке - тот, что из-за шторки на окне членовоза, с отражениями неба и веток на стекле машины. Доехав до конца, начинайте (ножками, ножками!) осмотр стендов с другой стороны. Там политики меньше, а жизни - больше: раскрытые рты, люди в неожиданных ракурсах, схваченные за руку моменты несуразной городской жизни. Наглядная иллюстрации схожести стихий пьянства, митинга и рок-н-ролла.
- Мы выбрали мост, потому что он, как и переход, является демократичным публичным местом, - сказала корреспонденту "НГ" Ольга Свиблова, директор Московского Дома фотографии. - Нашей задачей было спустить изображенных на фотографиях ньюсмейкеров-небожителей из мира бомонда на первый этаж, к простым людям, проходящим мимо по своим делам.
Ньюсмейкерам и правда дают прикурить: ретушированных портретов с них никто не пишет. Владимир Жириновский подбирал очень осторожные слова в адрес людей с объективами, а Александра Буратаева пролетела по выставке быстро, как юный ветер. Человек с камерой безжалостен, а куратор тем более - ведь в жанре общественно-политической, первополосной фотографии экспрессия, золотой телец фотоискусства, тождественна умной и достойной, но от этого не менее злой, иронии. Которой, чтобы показать любого короля голым, достаточно показать его как он есть.