0
1010
Газета Культура Интернет-версия

30.01.2002 00:00:00

Мозговые потрошки набекрень

Тэги: дулерайн, корягин, фильм, ивандурак


Настоящий мистический трэш. Вот лучшая интерпретация русского романтического богоискательства. Первопроходцы - Александр Дулерайн и Сергей Корягин. Они сняли фильм про дурака и Россию.

Во дворе Дома композиторов увидел интеллигентную нищенку: она вытащила из помойки книжку и взахлеб читала. На вопрос товарки отвечала с восторгом и дрожью в голосе: "Это же Штейнер!" Такова судьба оккультизма - к нему либо относятся чересчур серьезно (что ведет к безумию и деградации), либо отвергают с порога. Посмеиваются не глядя. Дулерайн взглянул. И увидел сюжет.

Навна, душа России, должна воспарить в абсолютную запредельность. В этом ей мешает... впрочем, чтобы понять, кто ей мешает, нужно почитать "Розу мира". У Андреева этот персонаж зовется "жругром", у Дулерайна - "доктором Страусом", для простоты его можно назвать демоном. Но здесь все ой как непросто! Хотя бы язык...

Уицраор, Друккарг, жругр. Слова, звучащие как проклятия на неизвестном языке. Это и есть язык мистики Даниила Андреева - слишком сложный для того, чтобы породить кружок настоящих фанатов, как породили его Блаватская или Штейнер. Но в фильме как раз действует такая секта - во главе с отцом Викентием (Олег Хайбуллин). Они охотятся за Навной, чтобы вернуть ее Небесной России.

"Мозгодрель", "электронный хвост", "чистые и грязные подключения" выглядят словами из какого-то кибер-лексикона. Так и есть. Войны в сознании, искусственные культы - это идеи киберпанка, которыми насыщен фильм. Но русская реальность еще не настолько технологична, чтобы переварить киберкультуру, и банальный HMD (дисплей-наголовник) на хакере Аркадии (Глеб Алейников) выглядит как диковинное приспособление, собранное из самолетных очков и опутанное проводами. Это киберпанк в духе русских самоделок. Вместо роскошных виртуальных пространств от ILM Джорджа Лукаса - компьютерная графика в духе детских CD-игрушек. Киберпанк "ло-тек". Русская "Матрица".

Сами авторы определили жанр так: "новый фантастический киберкомикс". В сценарии смешаны рецепты Силиконовой долины (где сидят лучшие программисты мира) и советского концлагеря (где отсидел полжизни Даниил Андреев). Взрывоопасная смесь (и это еще не все ее компоненты). Связующим звеном служат герои.

Навна. "То, что объединяет русских в единую нацию; то, что зовет и тянет отдельные русские души ввысь и ввысь; то, что надстоит над чистейшими и высочайшими женскими образами русских сказаний, литературы и музыки; то, что рождает в русских сердцах тоску о высоком, особенном, лишь России предназначенном долженствовании, - все это Навна" (Даниил Андреев). В фильме Доктор Страус заменил ей кровь, кожу и все-все-все. Навна - киборг.

Доктор Страус - убийца в белом халате, который хочет владеть миром. Конечно, это "Доктор Мабузе" - зловещий ученый из экспрессионистской драмы (в американской индустрии этот персонаж выродился в "др. Зло"). Третий пласт - цитаты. Понятно, что такую катастрофическую сценарную смесь осилит не каждый. Она обжигает, как переперченный суп. Сюжет наворочен так, что только задним числом удается понять что к чему. Спасают - актеры.

Борис Юхананов - сам по себе персонаж. Яркий, сочный, эксцентричный. Долой путаный сценарий! Достаточно Юхананова в роли лекаря - маньяка с циркулярной пилой в руках. Большинство актеров (и режиссер) - его ученики и (или) сотоварищи. Но лучший в этом гнезде самодеятельных эксцентриков все же Сергей Чонишвили - в эпизодической роли мента после нервного шока. И Нина Русланова. Все хитросплетения пропадают рядом с их игрой. Актеры цепляют сильнее сюжета.

Душа России - черноволосая еврейская красавица Инна Колосова. "- Почему? - А чтоб ты спросил!" (из диалога сектантов). Такова вся логика строения фильма: в нем много крючков. Зацепившись, зритель должен раздраженно (радостно) вопросить "А почему?". И трудно найти фрагменты, где нельзя на эти "почему" ответить. Проблема в том, что большинство зрителей вряд ли захочет спросить. Скорее всего они пожмут плечами и уйдут из зала.

Спасительная авторская самоирония. Чтобы проникнуться ею, нужно чувство юмора, но своеобразное: циническое и киноманское. Без него трудно. Слишком высока планка сюжета. Слишком чисты благородные побуждения дурака Ивана (Сергей Корягин). Спасал девчонку в беде, а спас - Родину. Как там по Даниилу Андрееву? Вызволит Навну из плена российский демиург. Так что главный герой Иван-дурак - это создатель России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
347
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
352
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
287
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
185

Другие новости