Настоящий мистический трэш. Вот лучшая интерпретация русского романтического богоискательства. Первопроходцы - Александр Дулерайн и Сергей Корягин. Они сняли фильм про дурака и Россию.
Во дворе Дома композиторов увидел интеллигентную нищенку: она вытащила из помойки книжку и взахлеб читала. На вопрос товарки отвечала с восторгом и дрожью в голосе: "Это же Штейнер!" Такова судьба оккультизма - к нему либо относятся чересчур серьезно (что ведет к безумию и деградации), либо отвергают с порога. Посмеиваются не глядя. Дулерайн взглянул. И увидел сюжет.
Навна, душа России, должна воспарить в абсолютную запредельность. В этом ей мешает... впрочем, чтобы понять, кто ей мешает, нужно почитать "Розу мира". У Андреева этот персонаж зовется "жругром", у Дулерайна - "доктором Страусом", для простоты его можно назвать демоном. Но здесь все ой как непросто! Хотя бы язык...
Уицраор, Друккарг, жругр. Слова, звучащие как проклятия на неизвестном языке. Это и есть язык мистики Даниила Андреева - слишком сложный для того, чтобы породить кружок настоящих фанатов, как породили его Блаватская или Штейнер. Но в фильме как раз действует такая секта - во главе с отцом Викентием (Олег Хайбуллин). Они охотятся за Навной, чтобы вернуть ее Небесной России.
"Мозгодрель", "электронный хвост", "чистые и грязные подключения" выглядят словами из какого-то кибер-лексикона. Так и есть. Войны в сознании, искусственные культы - это идеи киберпанка, которыми насыщен фильм. Но русская реальность еще не настолько технологична, чтобы переварить киберкультуру, и банальный HMD (дисплей-наголовник) на хакере Аркадии (Глеб Алейников) выглядит как диковинное приспособление, собранное из самолетных очков и опутанное проводами. Это киберпанк в духе русских самоделок. Вместо роскошных виртуальных пространств от ILM Джорджа Лукаса - компьютерная графика в духе детских CD-игрушек. Киберпанк "ло-тек". Русская "Матрица".
Сами авторы определили жанр так: "новый фантастический киберкомикс". В сценарии смешаны рецепты Силиконовой долины (где сидят лучшие программисты мира) и советского концлагеря (где отсидел полжизни Даниил Андреев). Взрывоопасная смесь (и это еще не все ее компоненты). Связующим звеном служат герои.
Навна. "То, что объединяет русских в единую нацию; то, что зовет и тянет отдельные русские души ввысь и ввысь; то, что надстоит над чистейшими и высочайшими женскими образами русских сказаний, литературы и музыки; то, что рождает в русских сердцах тоску о высоком, особенном, лишь России предназначенном долженствовании, - все это Навна" (Даниил Андреев). В фильме Доктор Страус заменил ей кровь, кожу и все-все-все. Навна - киборг.
Доктор Страус - убийца в белом халате, который хочет владеть миром. Конечно, это "Доктор Мабузе" - зловещий ученый из экспрессионистской драмы (в американской индустрии этот персонаж выродился в "др. Зло"). Третий пласт - цитаты. Понятно, что такую катастрофическую сценарную смесь осилит не каждый. Она обжигает, как переперченный суп. Сюжет наворочен так, что только задним числом удается понять что к чему. Спасают - актеры.
Борис Юхананов - сам по себе персонаж. Яркий, сочный, эксцентричный. Долой путаный сценарий! Достаточно Юхананова в роли лекаря - маньяка с циркулярной пилой в руках. Большинство актеров (и режиссер) - его ученики и (или) сотоварищи. Но лучший в этом гнезде самодеятельных эксцентриков все же Сергей Чонишвили - в эпизодической роли мента после нервного шока. И Нина Русланова. Все хитросплетения пропадают рядом с их игрой. Актеры цепляют сильнее сюжета.
Душа России - черноволосая еврейская красавица Инна Колосова. "- Почему? - А чтоб ты спросил!" (из диалога сектантов). Такова вся логика строения фильма: в нем много крючков. Зацепившись, зритель должен раздраженно (радостно) вопросить "А почему?". И трудно найти фрагменты, где нельзя на эти "почему" ответить. Проблема в том, что большинство зрителей вряд ли захочет спросить. Скорее всего они пожмут плечами и уйдут из зала.
Спасительная авторская самоирония. Чтобы проникнуться ею, нужно чувство юмора, но своеобразное: циническое и киноманское. Без него трудно. Слишком высока планка сюжета. Слишком чисты благородные побуждения дурака Ивана (Сергей Корягин). Спасал девчонку в беде, а спас - Родину. Как там по Даниилу Андрееву? Вызволит Навну из плена российский демиург. Так что главный герой Иван-дурак - это создатель России.