0
1127
Газета Культура Интернет-версия

29.01.2002 00:00:00

Мертвецы для молитвы

Тэги: авдей, идолопоклонники, иконоборцы


Авдей Тер-Оганян - не первый. Сначала были византийцы. Как на трон басилевса садился армянин или сириец, начинали крашеные доски крушить по всей империи. Авдей, напомню, перебил как-то в Манеже религиозные картинки. После этого ополчились на него со всех сторон мелкие ортодоксы. И сбежал Авдей в страну Чехию.

Авдей был одинок. У него не было ни внятной стратегии, ни правильного обоснования своих действий. А иконоборцы знали, что делать - уничтожали идолов. А потому довольно мало ранних икон дошло до наших дней. Порубали их в мелкую щепу.

Пушкинский музей представляет редкую возможность взглянуть на иконы VI-VII веков. К 10-летию Фонда "Триумф" выставлены три образа, хранящихся ныне в Киеве: Иоанн Предтеча, Сергий и Вакх, Мария с младенцем. В середине позапрошлого века эти доски вывез с Синая архимандрит Порфирий Успенский.

Не сотвори себе кумира, говорит библейская заповедь. Почему же христиане начали рисовать кумиров? Ответ можно найти в Пушкинском: ранние иконы поставлены в правильный контекст - между египетской надгробной пеленой римской эпохи и знаменитыми фаюмскими портретами. Иконы происходят напрямую от посмертных изображений.

Энкаустика - живопись при помощи восковых красок, нанесенных на поверхность картины горячим инструментом. Техника исполнения иконы и фаюмского портрета одна: энкаустика. Композиция иконы - погрудный портрет, фронтальное изображение - схожа с типичной фаюмской композицией. Хотя фаюмский портрет всегда индивидуален, а икона изображает двоих (и схематически), но ведь умирали Сергий с Вакхом вместе, а сама доска писана по крайней мере через пару веков после их смерти.

Фаюмские портреты заменяли собой надгробные маски. Они продолжали египетскую религиозную традицию в обществе, где культурной элитой давно уже были греки. Прекрасная подборка фаюмских портретов - одно из сокровищ Пушкинского музея. Есть в музее и небольшое собрание византийских предметов. Но нет промежуточного этапа. Три ранних иконы из киевского музея на время заполнили пробел. Они показывают, как именно вырождение египетского надгробного портрета привело к византийской иконописи.

Сергий и Вакх - пара мучеников времен императора Максимина. Сначала греки рисовали своих мертвецов. А потом стали молиться ликам умученных за веру. Так заупокойный египетский культ пережил свое новое рождение - в христианской иконе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1071
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
598
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1183
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
686

Другие новости