0
1252
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2002 00:00:00

Не тронь!

Тэги: хэнгслер, выставка, рггу


Смотреть можно, трогать нельзя. Вот что объединяет женщину и картину. Тогда, когда они находятся в публичном пространстве. Московская художница нашла способ нарушить табу. В РГГУ выставлена серия автопортретов Татьяны Хэнгслер.

Музей - институт власти. Одно из его основных правил - не прикасаться к произведениям. Самые радикальные радикалы не спешили расстаться с этим запретом. И вот наконец нарушение этого табу введено в систему. В Музейном центре РГГУ. Благодаря новым работам Хэнгслер.

Снаружи - черный квадрат. "Внутри" - интимный портрет. Путь от черного квадрата к интимному портрету - через прикосновение. Татьяна Хэнгслер придумала, как применить в фотографии технологию, которая до этого в ней не применялась. Черную поверхность нужно отогреть рукой, и тогда - под пальцами зрителя - изображение проявится, чтобы через некоторое время исчезнуть вновь. Молодежь толпится около небольших картинок. Руки тянутся к портретам. Руки разрушают табу.

Несерьезные автопортреты. Ноги в чулках и губки бантиком, лакированные туфельки и кусок юбочки в крупный горошек. Легкомысленная девочка - так выглядит Татьяна Хэнгслер в своей новой серии. И - руки, которые тянутся к этой девочке. Насмешка над эротикой.

Прикосновение означает обладание. С помощью прикосновения мужчина показывает, что женщина принадлежит ему. Только владелец картины может трогать ее безнаказанно. Любой другой посетитель музея будет за это изгнан. Демократический потенциал фотосерии Хэнгслер в том, что ее могут трогать все. Еще один шаг к разрушению власти музея. И власти мужчины.

Автопортрет - это художник. Ее, художницу, мы разглядываем как героиню. И она хочет быть рассмотренной. Но в музее этот первичный акт артистического эксгибиционизма стерт под наслоениями культурных практик. Татьяна Хэнгслер бесстыдно обнажила суть автопортрета.

Фотоповерхность стала кожей. Фактически зритель видит не только портрет Татьяны, но и следы собственных рук. Дорожки от пальцев физически остаются на фотографии после прикосновения - и исчезают через минуту-две: подобно тому, как следы пальцев остаются на тонкой коже еще некоторое время после прикосновения. Но пальпирование картинки - не эротичная забава.

Картинка отвечает на прикосновение. Но она не живет. Щупая ее, ощущаешь только ровную поверхность. Картинка не становится автором. Прикосновение снимает дистанцию между зрителем и произведением. Но делает ощутимой дистанцию между прикосновением и удовольствием. Татьяна Хэнгслер отнимает у прикосновения его силу. Оно не служит инструментом чувственного ощупывания, но только инструментом зрения. Зрение через прикосновение.

Две недели назад в Берлине открыли выставку "Давай!". На ней - все звезды нового русского искусства девяностых. Посетители там толпятся у серии автопортретов Хэнгслер. Теперь их можно потрогать и в Москве. На новой групповой выставке.

"Автопортрет художницы" придумала Анна Альчук. В перестройку Альчук была участницей первых выставок московских концептуалисток. Теперь - продолжение: как ни странно, московские художницы все еще думают об истории искусства. Сама Альчук - об американке Синди Шерман, Вера Сажина - о шаманах, Ирина Вальдрон - о Набокове с его "Лолитой", Татьяна Антошина - об Уорхоле, Хичкоке, Ван Гоге и прочих. Они строят свои работы на диалоге с чужими. Татьяна Хэнгслер вышла за грань этой московской традиции историзма. Она работает с собственным телом. Еще в середине девяностых она выставила автопортрет "Я лучше, чем роза". Новая ее серия творчески развивает старую работу.

Не тронь! Мы - в музее. Так встарь звучало предупреждение музейной смотрительницы. Новое, возможно, будет звучать так: " Трогай, милок, трогай!".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1072
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
598
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1184
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
686

Другие новости