В начале была Мария. Первый пример русского "женского" искусства, который нашли устроители новой выставки в Третьяковке - пелена "Успение Богоматери", вышитая в Москве в первой трети XV века. Выходит, женщины начинали с работ, посвященных женщине. Через всю выставку - от драгоценного средневекового шитья до серии автопортретов Людмилы Горловой - проходит вереница женских образов.
Феминизм - снова модная тема. История романа русских женщин с искусством (как и выставка) явно делится на несколько этапов: в допетровскую эру по светлицам сидели рукодельницы-мастерицы, в век просвещенной Екатерины начали писать кистью дворянки-любительницы. Жены, дочери и подруги художников XIX века, "амазонки авангарда" начала XX века, соцреалистки, и, наконец, сознательные феминистки - так вкратце можно описать дальнейшую эволюцию русской художницы. Третьяковская галерея предлагает скорее конспект, чем полный свод этой истории. Больше вопросов, чем готовых ответов.
Терминология русского феминизма не отработана. Само название выставки таит подвох. Он кроется в подзаголовке: "Женщины-художницы России". Потому что русское слово "художница" и означает "женщину-художника". Эта описка выдает прямую кальку с английского "women-artist". Русский искусствоведческий феминизм пока явно заимствует чужие термины, не вдумываясь в их суть. Так что сегодня мы стоим на той же ступени, что и 10 лет назад, когда слово "работница" волновало умы московских концептуалисток. Это не проблема адекватного восприятия "русского женского". Это проблема адекватного перевода "американского". Не случайно оригинальный "женский" проект Третьяковки вышел в свет после международного успеха "Амазонок авангарда" (их готовил американский Гуггенхайм). Проблема в том, что "русское" вовсе не то же, что "американское" или "европейское". Прежде всего потому, что история русского искусства была иной.
София Палеолог, Соломония Сабурова, Анастасия Романовна. Их объединяет не только то, что они были женами московских великих князей. Главное - они вышивали. А вместе с ними работали мастерицы. Вот первые примеры "групповой" стратегии - весьма далекой от современного искусства. Работы московских вышивальщиц князья и бояре дарили как вклады в церкви и монастыри. И по вкладным записям мы часто знаем имена вкладчиков, точные даты вкладов и знаем даже о мастерских. О многих - часто лучших - иконах мы можем сказать приблизительно, например "первая половина XVI века", московский мастер. А в случае с пеленой "Рождество Богоматери" назвать точную (1510 год) дату и создателя - мастерскую царицы Ирины Федоровны Годуновой.
Муж воюет, жена шьет. До сих пор бытует представление о женском искусстве как о рукоделии. И в этом есть зерно истины. Княгини вышивали. Даже злобная (благодаря Эйзенштейну) старуха Евфросинья Старицкая. До сих пор бытует представление о рукоделии как об искусстве второстепенном. А вот это - неверно. Историю русского искусства Средневековья вполне можно изучать по лицевому шитью - и это будет не та же самая история, что история стенописи или иконописи. Но женское рукоделие изучено гораздо хуже, чем иконы или фрески. Даже на выставке в Третьяковке лицевое шитье представлено довольно случайными работами.
Хронология русского "женского" искусства странна. Почему за отправную точку выбран XV век? В экспозиции Новгородского кремля выставлены вещи начиная по крайней мере с XII века. Первая московская "женская" выставка не показывает реальной истории самого яркого феномена "женского" искусства допетровской Руси.
От иконы - к инсталляции. Так развивалось "мужское" искусство России. Женское развивалось из вышивки. Экспозицию завершает инсталляция Натальи Турновой. Из папье-маше она сделала макет самолета-птицы: клюв-нос, глаза-фары, а по борту - 3 иллюминатора. Вот то, что сохранило "женское" искусство за века: способность "одомашнить" мужскую технологию. Вместо суровой иконы - яркая пелена с драгоценными каменьями. Вместо самолета - большая игрушка.