Ленин - мелкий политический деятель эпохи Малевича. Так будут думать уже лет через 30. Потому что "Черный квадрат" лучше Ленина выразил дух революции. Кто помнит пап и императоров эпохи Леонардо? Только историки. А Леонардо да Винчи знают все.
Русский музей начал с Малевича. Главным мегапроектом этого года было чествование Малевича в Русском. Его персоналка и выставка "В круге Малевича". По качеству исполнения эти две экспозиции были лучшей выставкой русского искусства в уходящем году. Новый гиперпроект забивает двух "малевичей" - по количеству работ и грандиозности задачи. Но по качеству материала и невнятности концепции намного от "малевичей" отстает.
Малевич вдохновенно врал. Персональная выставка в Русском музее впервые детально деконструировала миф Малевича. По идее художника, его судьба должна была демонстрировать последовательное восхождение к супрематизму через разные стадии европейского искусства. Чтобы соответствовать этой великой идее, он задним числом писал картины в разных стилях и датировал их тем временем, когда они должны были бы (для стройности концепции) быть написаны. Только подробный анализ материала его работ (красок, холста) помог установить эту подстановку. Разрушение мифа? Нет, лишнее подтверждение его прозорливости. Он понял, что идея важнее реальности. Главное - правильно выстроить концепцию.
На новой выставке Малевича мало. И правильно - наелись: теперь при входе можно купить пасхальные яйца в супрематических мотивах, синие шерстяные варежки с белыми авангардными фигурками и тюбетейку, расшитую бисером якобы в лучших традициях Казимира Севериновича. Вот настоящая деконструкция Малевича - разрушение всенародной любовью. "Абстракция в России" напоминает пляски в ларьке вокруг русского авангарда. Только в роли ремесленников выступают русские художники второй половины XX века. И сделано все с неларешным размахом.
Выставка Малевича деконструировала миф. "Абстракция в России" утверждает новый. Это миф о великом значении русского абстрактного искусства второй половины века. "Великом" - в физическом измерении: как много было сделано! И как плохо было сделано, надо добавить.
Если смешать стадо слонов с роем мух, то зоопарк из этого все равно не получится. Основная выставка напоминает такую странную смесь, где в начало экспозиции поставлены "слоны": малевичи-ларионовы-кандинские. Дальше - "слонята" пятидесятых и шестидесятых: злотниковы-шварцманы-инфанты. Там еще можно говорить о дерзаниях-парениях-исканиях. Но дальше...
Эту выставку будут ругать. За гигантоманию. За невнятность. За бесстилье. Этой выставкой будут восхищаться. За первый показ русской абстракции в большом объеме. И то и другое - справедливо. Выставка, которая призвана показать, что русское абстрактное искусство существует, была нужна давно, непонятно, почему ее не было. Но теперь пришло время разобраться с тем, чем была "абстракция" в России. Тем же, чем и любое другое направление - на 90 процентов в нем торжествовали тупицы и бездари. В тюбетейке Малевича они пили из его чашек и думали, что занимаются искусством.