Пестрядка - облик "Арт-Манежа". Обычный ранее. Эта ярмарка пять лет подряд радовала посетителей чересполосицей всего со всем: как на плохом базаре, здесь мешали фото с живописью, а некоммерческие стенды "продвинутых" - с галереями, сползшимися из тьмутараканей. Что спутывало карты всем. В новом веке "Арт-Манеж" изменился. Радикально.
Сегодня в Манеже вернисаж. И разобраться на нем так необыкновенно просто. Одна галерея - один художник. На шестой год организаторы ввели это простое правило (но не без отступлений). И выходит, что галереи представляют только лучших. Цветут цветы в стеклянной вазе (галерея "Арта" из Севастополя). Бежит вода горной речушки (галерея из Дома архитектора в Москве). Ничто не нарушает векового спокойствия бездарности. Хотели рынка? Получайте.
Ярмарка должна быть ярмаркой. И точка. Нет больше места идеальным проектам русского арт-рынка. Есть только тот рынок, что есть. На нем больше нет места не-коммерции. Остались только стенды, которые проплачены деньгами. Так выглядит сегодня стратегия оргкомитета. Раз не распродано - значит бездарно.
"VIP - портреты на заказ, современная живопись для офиса и дома <...>. Любимая техника - холст/ масло, большие размеры". Типична такая аннотация выставочного проекта с "Арт-Манежа-2001". Искусство, предназначенное только для интерьера. Без амбиций.
"Рынок" - тоже идеология. И логика ее развития такая, что требует в конце концов прогнуться - перед возможным покупателем, зачесть его блестящий вкус за образец. И тут важна определенность. Важно идти в этом процессе до конца. Не останавливаться на полпути, не смешивать прекрасное с полезным. Что, собственно, и предлагает "Арт-Манеж".
Гурьянов - Косолапов - Кошляков. Единственное исключение из правил. Есть на ярмарке и некоммерческий проект. Один. Школа арт-дилеров. То есть тех самых, кто будет впаривать в грядущем "живопись для офиса и дома" - зрителям. Единственный компромисс, единственное упущение, конечно. Поскольку школа арт-дилеров предлагает к обозрению искусство, на порядок лучшее, чем просто интерьерные поделки: Гурьянов, Косолапов, Кошляков - все трое довольно известные художники. И юным студентам придется прямо на ярмарке предлагать их работы на продажу - будут стоять и волноваться. Справятся ли? Если даже взрослые дяди уже отказываются от того, что галеристу нужна разумная политика продаж. Что он не должен бежать за покупателем с протянутой рукой.
Владимир Овчаренко из "Риджины" пропагандирует новый украинский эротизм. Его ярмарочный художник - Владимир Кожухарь, серия "Поршень". Под "Поршнем" автор подразумевает как автомашину "Порше", так и эротическую метафору. Регина Овчаренко из "Пассажа" выставляет московскую эротику. Лавр Бруни раскрасил девушек с обложки - прямо по натуральным плейбоевским форзацам прошелся маслом. "Риджина" и "Пассаж" - две разные галереи, у которых владельцы - одна семья. Одна галерея вроде как позиционирует себя "современной", а другая - "салонной". Но, признаться, в чем отличие - по ярмарке неясно. И, более того, неясно, чем отличается "Риджина" скажем, от галереи "Арт-Союз" (г. Никополь). Геннадий Шлыков нарисовал девчонку, которая топырит попку у шеста.
Есть Гор Чахал. Есть Анатолий Зверев. Есть Наталья Нестерова. Есть Дмитрий Краснопевцев. Есть и другие - вроде известные в Москве художники: но это бледное соцветие имен теряется в букете искренней провинциальной бездарности. Но ничего иного не стоило и ожидать. Поскольку принцип "рынка", доведенный до логического предела, и должен был выстроить для них такой контекст.
Первым по каталогу выставки проходит проект "граффити", представленный галереей 259. В качестве "автора" выступает Agey Tomesh. Для непосвященных это покажется лишь именем. На самом деле это название дизайн-бюро. Отличные шелкографии показывают фрагменты разных стен. И эти фрагменты выглядят гораздо любопытнее, чем "настоящие", "авторские" работы. Agey Tomesh запустил проект, который радикально остраняет авторские амбиции. И обнажает то, чего по простоте душевной не замечают 90% манежных экспонентов. Все арт-манежное искусство - цитатно. Все - вторично.