0
1996
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2001 00:00:00

Сталинская тарелка. С золотом

Тэги: брускин, фарфор


НАПИСАНО: "Глеб Вышинский приносил мышь". А нарисован Лев Толстой, который дает азбуку детям. Это из серии "Букварь" - такие черно-белые рисунки на белоснежном круге, а по бортику - тексты Льва Рубинштейна ("Глеб Вышинский..." - оно и есть), выполненные шрифтом школьной прописи.

Написано: "Самое дорогое у человека - это жизнь" (цитата из монолога Павки Корчагина). А нарисован портрет человечка, держащего лозунг "На свободу с чистой совестью". Это из серии "Фундаментальный лексикон" - цветные рисунки на донце, по бортику - надписи, а край тарелочки - такой, что можно "от восторга обмереть" (как выразилась бы героиня провинциального романа). Он синий с золотом (об этом - ниже).

Разрыв между словом и изображением - в основе поэтики этих тарелочек. Этот разрыв каждый зритель может заполнить по-своему, находя собственные ассоциации между интимными воспоминаниями Льва Рубинштейна и шаблонными плакатными картинками или между бессмертными словами Павки Корчагина и ритуальными брускинскими фигурками. Но можно и не искать в этих тарелках никакого иного смысла, кроме декоративного. В чем вся их прелесть? Они созданы как прекрасный интерьерный предмет. Подарок на день рождения. Или на годовщину похорон.

О синем крае тарелочек можно слагать поэму. По кобальту глубокого и подлинного цвета, какой бывал только у настоящих сталинских тарелок, когда еще ни краски не жалели, ни денег, у самого края проходит еще один красочный слой - золотой, именно того прекрасного оттенка, какой бывал, когда для родины (и посуды) золота не жалели. А если приглядеться к золотистой полосочке, то видно, что она вся сплошь покрыта дубовыми листочками - таким сложным техническим приемом, про который в России помнят только антиквары (он называется "цировка").

Производство фарфора - сложный технологический процесс. В него вовлечен не только художник, но также тот, кто наносит рисунок на белье (белье - основа для обработки, неглазурованная тарелка) и занимается обжигом - мастер. Гриша Брускин ответил на вопросы "НГ" о том, как ему удалось возродить великую традицию сталинского подарочного фарфора.

- Наверное, сделать этот проект было очень сложно технологически, потому что индивидуальное фарфоровое производство так давно уже умерло в России. Как вам удалось добиться нужного эффекта?

- Это было непросто. Мне тоже казалось, что умерло. Поэтому было интересно попробовать. Но вначале, когда я приехал на Дулевский фарфоровый завод и мне сделали образец, я был просто в отчаянии от того, что никогда в жизни я не буду с этими людьми работать, никогда в жизни здесь не удастся что-либо сделать, потому что это было просто за пределами добра и зла. Второй образец тоже был очень плохой, но он был настолько лучше первого, что я понял, что работать можно. И потом было много-много-много неудач, но в конце концов я обучил нескольких мастеров, которые меня тоже многому научили. И сейчас работают прекрасно. Если не запивают время от времени.

Проблемы есть. Вы можете, например, договориться, приехать заранее из Нью-Йорка, а мастер вдруг поехал отдыхать в Испанию. Или другой мастер клялся, что все сделает к определенному числу, когда мне это нужно, а когда я приехал, мне сказали, что он уже месяц пьет и не приходит на работу. Такая российская экзотическая действительность. Она не благоприятствует работе. Но тем не менее все это имело смысл, потому что результаты, на мой взгляд, - замечательные. Я очень люблю этот проект.

- А белье тоже было русское?

- Белье в основном русское. Есть и нерусское. Например, серия "Азбука" у меня существует и на русском белье (это серый фарфор), и на иностранном. Я сделал специально и на том, и на другом - чтобы сравнить. И все-таки там, где много белого, где белое важно именно как чистое ничто, как чистая страница, на которой возникает маленький образ, - там я использовал белье из-за границы. А, например, серия "Азбучная истина" сделана на сермяжной российской "тарелке мелкой", из которой ела вся страна. Серия "Алефбет" сделана на советском белье. Естественно, скульптуры - это советское белье.

- По-моему, традицию золотого края и цировки уже давно утратили. Вы заново восстанавливали технологию?

- В какой-то степени. Дело в том, что в последний раз это делали в пятидесятых годах для каких-то кремлевских заказов. Но дело в том, что для "Фундаментального лексикона" мне была важна именно эта лапидарная роскошная техника, которую использовали советские мастера в 30-40-50-е годы. Так создавались сервизы для советских генералов, победивших во Второй мировой войне, - там были потрясающие вещи, которые никогда не были ни опубликованы, ни изучены, к сожалению. Поэтому мне это было важно. Нашли мастеров - старичков, которые помнили всякие секреты, говорили, предположим: "Чтобы вот это золото хорошо легло, в него нужно плюнуть..."

- То есть все было построено на плевках старых мастеров?

- Золото, старый кобальт - там были нужны консультации у старых могикан, которые еще существуют.

- Некоторые изображения перешли на тарелки из предыдущих работ, а некоторые специально разработаны для тарелок?

- Изначально была идея не приспособиться к фарфору, а приспособить фарфор к себе. Поэтому мне хотелось не разработать, а реализовать уже известные мотивы и серии, создав совершенно новые по существу предметы. Одно дело, когда это в картине, и другое дело, когда это - действительно живой предмет, фарфоровая статуэтка - функция предмета становится иной. Конечно, здесь есть новые мотивы, новые сюжеты, но в общем - это одна из ипостасей.

- Все тарелки - выставочные. А разработать настоящий сервиз с мотивами "Фундаментального лексикона"...

- Слабо. Может быть, когда-нибудь я вернусь к фарфору и скорее всего - вернусь. Потому что это безумно привлекательная техника.

- Сервиз Брускина...

- Что касается серии "Азбучные истины" - в ней 34 тарелки. Когда в декабре я буду делать выставку в Петербурге, я планирую пригласить 34 человека, сервировать эти тарелки и съесть там что-нибудь - например, гречневую кашу.

- Ну это варварство!

- Но такая акция задумана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2020
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4094
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3124
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2565

Другие новости