0
1004
Газета Культура Интернет-версия

05.10.2001 00:00:00

Орден после попойки

Тэги: берлин, артфорум


ПЬЯНАЯ женщина - страшная угроза. Главным русским событием Арт-Форума стал перформанс Елены Ковылиной на вернисаже выставки Роберта Раушенберга в галерее "Фолькер унд Фройнде". Дополнительные мероприятия часто интереснее основной программы. Берлинские галеристы стараются приурочить свои вернисажи к Арт-Форуму. На этот раз один из них стал триумфом московской художницы.

Сначала - орден. Потом - глоток водки. Дальше - танец с незнакомым кавалером. Все это под немецкие классические шлягеры с ностальгическим душком. В темном дворе, освещенном одним прожектором да еще фотовспышками и светом из соседних окон. Так выглядел перформанс Елены Ковылиной. Но это только внешнее описание. Психологическая суть в том, что художница дала каждому мужчине почувствовать себя жертвой. Проходя мимо рядов вернисажной толпы, она выбирала одного и затем выхватывала на танец. И так до конца бутылки. Момент ожидания был самым напряженным - каждый мужчина ждал с ужасом: не меня? не меня? И чем пьяней была художница, тем чаще немцы бочком пробирались к выходу со двора. Их испуг был очевиден. Так русская вакханка завоевала Берлин. Увы, про русские галереи этого сказать нельзя.

На Арт-Форуме в этом году - две русских галереи. А в прошлом году было пять. Елена Селина, чья XL-галерея была в том году, делает ремонт, перед тем как открыть новое выставочное пространство, Владимир Овчаренко ("Риджина") предпочел ярмарку в Кельне - как правило, более коммерческую, а галерея Врублевской просто растворилась в неизвестности. Осталось только двое: "Айдан" из Москвы и "Арка" из Владивостока. Вот реальный показатель русского участия в европейском арт-рынке нового столетия: две отечественные галереи на 170 участников из 27 других стран. И ни одного нового галериста из России.

Матрешки - экспортный вариант русской культуры. На стенде венской галереи "Меццанин" выставлены фотографии Анны Ермолаевой: знакомые куклы в новых ракурсах. Но Ермолаева - скорее австрийская художница, чем русская. Она работает для западного зрителя. Матрешки всегда в цене. И чем ближе русский художник к "матрешечности", тем больше у него шансов быть принятым за "русского художника". На стенде "Айдан" - Сергей Шутов. Его серия "Нимбы" - ряд из черно-белых работ: в них использован один из принципов иконы, а классическая православная символика перемешана с современной. Шутов интерпретирует заново образ Спаса Нерукотворного и т.д. Так он продолжает свою работу с религией - на Венецианской биеннале в этом году его инсталляция была составлена из молящихся "фигур", покрытых черным покрывалом (они то поднимались, то опускались), телевизоров (на экранах - разноязыкие молитвы) и динамиков (из них разносились слова молитв). Так русская "тяга к духовности" появляется вновь. Жив, жив заказ на "матрешечность".

Больше всего московских художников - на стенде галереи "Кринцингер" (Вена). Игорь Мухин с московскими фотографиями. Валерий Кошляков с небольшими работами, сделанными при помощи цветного скотча. Дмитрий Гутов - с фотографией, посвященной Курбе. И никакой "матрешечности". Основные конкуренты российских галеристов - западные, которые начинают работать с нашими художниками так же, как с их европейскими коллегами. Без скидок на экзотику.

* * *

Галерея "Арка" - одна из двух галерей, которые есть в городе Владивостоке. Она была организована в 1995 году. Обозреватель "НГ" побеседовал с галеристкой Верой Глазковой:

- Вы уже не первый раз участвуете в Арт-Форуме?

- Да, это наше второе участие в международной берлинской ярмарке.

- А как вы начинали?

- Когда я первый раз участвовала в ярмарке, это был 2000 год, "Арт-Москва". И там я познакомилась с Фолькером Дилем, от которого получила приглашение на берлинскую ярмарку: взяли работы наших художников, был экспертный совет, он и пригласил к участию.

- Удачно? Я имею в виду коммерческий успех?

- Нет, коммерческого успеха пока ожидать не приходится. Но интерес зрителей, интерес прессы был большой - много интервью, обсуждений, о нашем стенде даже писали немножко в немецких газетах. А коммерческий успех... Одну работу у нас купили в прошлом году.

- Это не окупит даже одного авиабилета...

- Как сказал один известный художник, мы приехали сюда, чтобы потратить деньги. Получается, что мы не можем их вернуть. Участвовать ли? Мое твердое убеждение: если сидеть на месте и работать в рамках одного города, то ничего происходить не будет - не будет процесса. Поэтому я буду стараться и дальше - может быть, выберу еще какую-то ярмарку.

- А вы с собой привезли покупателей из Владивостока?

- Из Владивостока я, конечно, никого не привезла, потому что во Владивостоке вообще не покупается современное искусство и рынка современного искусства нет. Я думаю, мы работаем с целью популяризации творчества художника и, возможно, на будущее - воспитываем своего коллекционера. У нас город небольшой, но очень много художников - есть же академия, которая выпускает их каждый год. Каждый имеет своего покупателя, ценителя или ищет его постоянно. Но в основном все живут достаточно сложно. Я, наверное, первая занялась современным искусством, пытаясь определить его сферу в своем родном городе, и сделала попытку представить его на международной выставке.

- Вы уже осмотрелись на выставке? Как могут чувствовать себя владивостокские художники на международной сцене?

- Это мой первый вопрос и первое желание - понять, как наши художники чувствуют себя в европейском контексте. Мы не позади и не впереди, а в стороне.

- Вы говорите, что Япония и Корея вам ближе, чем Москва. Почему?

- Потому что наши художники там чаще выставляются, чем в Москве. Особенно последние 5 лет.

- С чем это связано? Их меньше приглашают в Москву?

- Их вообще не приглашают в Москву. Мой выезд на ярмарку "Арт-Москва" был во Владивостоке событием. Как это - художников, причем таких, которые выставляются в негосударственной галерее, - выставили в Москве? Союз художников иногда проводит выставки своих мэтров в Москве, но это так редко - единицы художников попадают туда, а молодых художников у нас достаточно.

Зато у нас есть ежегодные выставки 4 территорий - Корея, Япония, Китай и Владивосток, которые проходят в одном из городов этих территорий. В этом году была замечательная выставка в Музее современного искусства города Тояма. Тояма - это почти Владивосток по размерам, но у них есть замечательный Музей современного искусства, и там все наши художники, которые активно работают, выставляются.

- А сейчас ваши художники приехали?

- Нет, это очень дорого. Они могут поехать, только если их пригласят и оплатят им дорогу. В прошлом году я помогла своим художникам, а в этом году - уже не в состоянии. Это очень дорогое удовольствие.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ и националисты вошли в идеологический клинч

КПРФ и националисты вошли в идеологический клинч

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Красные и белые патриоты продолжают гражданскую войну уже в соцсетях

0
1165
Иноагентам обещают нищенское существование

Иноагентам обещают нищенское существование

Иван Родин

Новая порция запретительных норм созреет в Госдуме к середине марта

0
1209
Адвокаты думают, как защитить присяжных от роспуска

Адвокаты думают, как защитить присяжных от роспуска

Екатерина Трифонова

Российские юристы получили подсказку из Конституционного суда Казахстана

0
957
Комитет Госдумы по делам национальностей возглавит Владимир Иванов

Комитет Госдумы по делам национальностей возглавит Владимир Иванов

0
636

Другие новости

загрузка...