Гарри Бардину - 60
ЕГО ЗНАЮТ все. Потому что он снял мультфильмы, которые смотрели мы, которые будут смотреть наши дети и внуки и которые могут смотреть также наши дедушки и бабушки. Бардин снимает не только "детские", но и "взрослые" мультфильмы, - но дело не в этом. Он снимает мультфильмы философические, а это именно то, чего мы ищем в искусстве, независимо от возраста.
На юбилейном вечере в Музее кино показывали старые и всенародно любимые мультики ("Брэк!", "Выкрутасы", "Чуча-I") и новые: "Адажио" и "Чуча-II". И опять стало ясно: Бардин никогда не повторяется, виртуозно используя в каждом фильме новую технику - пластилин, спички, проволоку, бумагу. Создавая к каждому не просто "нарезку" из известных музыкальных номеров, а самый настоящий саундтрек - как, например, запись музыки Исаака Дунаевского, сделанная специально для новой "Чучи" (Дунаевскому и посвященной).
Вдруг фильмы Бардина оказались символическими иллюстрациями к последним событиям. Перед нами развернулась история христианского мира в Новое время: трогательная рождественская сказка ("Чуча-I"), "бумажная" притча о жизни Христа, выполненная в технике оригами ("Адажио"), "Выкрутасы", воплотившие в проволоке формулу Локка "человек человеку волк". Все это на нынешнем эсхатологическом фоне смотрелось как сбывшееся пророчество, что не преминули отметить поздравлявшие. Юбиляр же говорил о себе и своем времени с мягким юмором и выглядел для своих 60 лет совершенно не убедительно. То есть убедиться, глядя на него, что ему действительно 60, не было никакой возможности. Наверно, приписал себе несколько лет, сказал кто-то. Для пущей мудрости.
Елена СТАФЬЕВА
"Киношок" подвел итоги
ГЛАВНЫЙ приз "Золотая лоза" за лучший полнометражный игровой фильм получили "Хорошие руки" Пеэтера Симма (Эстония-Латвия). Приз за лучшую режиссуру в полнометражном кино (как все и предполагали) - Александр Котт за фильм "Ехали два шофера" (Россия). Приз за лучший сценарий в полнометражном кино достался Актану Абдыкалыкову, Автандилу Адыкулову и Тонино Гуэрре за фильм "Маймыл" (режиссер Актан Абдыкалыков, Киргизия). Приз имени Александра Княжинского за лучшую операторскую работу в полнометражном кино - Георгу Герсамия и Георгию Беридзе ("По винтовой лестнице" режиссера Мераба Тавадзе, Грузия).
Приз за лучшую женскую роль взяла Хатуна Иоселиани ("Пустое пространство" режиссера Мераба Тавадзе, Грузия), а за лучшую мужскую роль - Владимир Мсрян ("Пьерлекино, или Легче воздуха" режиссера Тиграна Хзмаляна, Армения). Специальный диплом жюри получил фильм "Мама" режиссеров Зульфикара Мусакова и Баходыра Адылова (Узбекистан), приз Международного фестивального совета "Лучшему продюсеру стран СНГ и стран Балтии" - Сергей Сельянов. Приз "За мужество и достоинство в профессии "Госпожа Удача" имени Павла Луспекаева получил Резо Чхеидзе, а приз жюри прокатчиков достался фильму "Мусорщик" режиссера Георгия Шенгелия (Россия).
Екатерина ВАРКАН
Анапа