В Монреале проходит 9-й международный фестиваль американского театра. Названный так (дословно можно было бы перевести как "Фестиваль театров Америк"), он давно уже превратился в фестиваль, на котором, если можно так сказать, Америки приглядываются не только к себе, но и сравнивают себя и свои достижения с европейским опытом. Дело это, надо признать, для американцев непростое. Один пример: знаменитый здесь, да и у нас в России известный канадский профессор Дин Рубин задумал издать энциклопедию мирового театра. Первый том посвящен театру Европы, один из следующих - Америке. По объему он раза в полтора объемистее первого, хотя даже сведущему человеку ясно, что вклад американцев в развитие именно театра (а не, скажем, драматургии) - смехотворен. Что касается драматургии, то имена великих американских драматургов все же не могут совершенно затмить весь прежний театральный опыт. Глупые вроде бы и "детские" мысли возникают как отклик на такие вот научные недоразумения.
В этом году за тем, чтобы "посравнить, да посмотреть" пригласили из Европы Алана Плателя и Ариану Мнушкин с прошлогодней премьерой ее театра "Дю Солей". Спектакль режиссера и хореографа Плателя был на сей раз совсем лишен хореографических изысков, да можно сказать, что и вовсе обошелся без танца. Это было драматическое повествование о судьбе беженцев из Косово, их жизни "на дне". Конечно, пьеса Горького лучше того, что сочинили сам Алан Платель и Арне Серненс.
***
В Монреале только что завершилась международная конференция Международной ассоциации театральных критиков (АИКТ) "Преодоление языковых барьеров". Выбор места как раз понятен: в Монреале вопросы национальной или, если угодно, местной идентификации чрезвычайно болезненны. Французская "колония" англоязычной Канады (хотя, вероятно, специалисты по международному праву найдут более точное определение нынешнему положению Квебека в государственном устройстве Канады), независимая провинция, то и дело ставящая на обсуждение вопрос о буквальной государственной независимости, она вынуждена тем не менее жить в двуязычном мире. И равенство или сосуществование языков видно повсюду. И об этом - в свое время.
В Монреале, отчасти (и географически, и по времени) - в рамках упомянутой конференции, прошла Генеральная ассамблея АИКТ, на которой был избран новый президент этой довольно авторитетной международной организации, в ней наша страна участвует с конца 70-х годов (а сама ассоциация существует с 1956 г.; с 1994 г. АИКТ имеет статус ассоциированного члена при ЮНЕСКО).
На конгрессе АИКТ в Риме в 1985 году СССР впервые избрали в исполком. С тех пор СССР, а потом Россию всегда выбирают в этот руководящий орган (наибольшее число голосов обычно получает страна - организатор ассамблеи, одной из следующих обычно шла Россия, что естественно как признание положения российского театра). Впервые Россия в Монреале набрала наибольшее число голосов (20), оставив позади даже Канаду, естественно, также лидировавшую при голосовании.
Новым президентом стал англичанин Ян Херберт, критик и издатель, вице-президентом остался канадец Мишель Ваис. Херберт сменил на посту руководителя француза Жоржа Баню, известного и у нас в стране театроведа (только что в Москве вышла в переводе Татьяны Проскурниковой его книга о "Вишневых садах"). Баню использовал максимальный срок пребывания - три мандата (шесть лет).
В минувшую субботу в Монреале прошло заседание исполнительного комитета, на котором, в частности, говорили о планах на будущее. Среди первоочередных - семинар молодых критиков, который пройдет в октябре в Санкт-Петербурге в рамках тамошнего международного фестиваля "Балтийский дом".
Монреаль-Москва