Режиссерский дебют Сергея Бодрова-младшего состоялся. Открытием нового имени в режиссуре и шедевром "Сестер" не назовешь. Хотя в фильме есть обаяние и искренность интонаций, благодаря которым "Сестер" будут скорее всего с удовольствием смотреть.
Стремление к созданию самостоятельного кино уживается у Сергея Бодрова-режиссера с прагматическим расчетом. Сам замысел дебютной картины подразумевает подстраховку. Ведь после "Брата" и "Брата-2" проект под рифмующимся названием "Сестры" заведомо обещает вызвать интерес и попасть в ту же волну успеха.
Криминальный сюжет содержит в себе и увлеченное подражательство, и вполне оригинальные оттенки. Вместо брутальных сугубо мужских разборок, где взрослые люди преследуют взрослых людей, в "Сестрах" мафиозные группировки охотятся за детьми, к тому же за девочками. Это придает ситуации щемящую пикантность, изначально усиливая общий драматизм. Если Данила у Балабанова выступал как неуязвимый юный супермен с русской душой, в "Сестрах" все события вращаются вокруг слабых. Они не мстители, а потенциальные жертвы. На их место может с легкостью поставить себя любой обыкновенный человек, что по-своему активизирует эмоциональное переживание событий. Вообще в нынешнюю эпоху в России, видимо, достаточно универсально ощущение агрессивности внешнего мира, "наезжающего" на частного, предельно незащищенного человека. Оно ассоциируется не только с бандитскими разборками, но с основным принципом отношений в социуме. И Сергею Бодрову удается искренне и достоверно передать эту экстремальную атмосферу. Она, в сущности, и держит напряжение даже тогда, когда ни сценарий, ни актерская работа этому не способствуют.
В то же время режиссер никак не решит на протяжении всего фильма, что он все-таки снимает - криминальную сказку или криминальную драму. Лакировка избранной тематики перемежается рецидивами суровой "правды" и жестокости. Новые витки конфликта то и дело разрешаются вне экранной жизни - нервы зрителя режиссер иногда даже слишком щадит. Спасаясь от бандитов, сестрички Света (Оксана Акиньшина) и Дина (Катя Горина) бегут за город, где попадают в цыганское семейство. Чего там только не могло произойти с двумя девочками! Все-таки они и "сексуальные объекты", и дети бандита (то есть богатого человека), и конкуренты в попрошайничестве. Но современные прозаические цыгане, промышляющие в электричках и на станциях, показаны идиллически, прямо как у романтиков XIX столетия. Только чумазые слегка - а так вполне приличные люди и бедствующих детей готовы как родных приобщить к своему "бизнесу".
Правда, девочек уже разыскивают через милицию и потенциальные похитители, и ближайшие родственники. Цыганский мальчишка подходит к ментам разобраться, что им нужно от Светы и Дины. После этого героини оказываются в участке милиции. Что произошло во время разговора? Цыганенок сдал или продал своих новеньких соратниц? Менты его обманули? Девочки решили сдаться в милицию сами? Причины выбора и сам процесс вхождения в контакт с милицией в "Сестрах" не показаны. Один из ментов решает не отдавать Свету и Дину уже подъехавшим бандитам и платит за это собственной жизнью. Однако что это было - героический поступок или попытка заработать денег у родителей девочек - остается печальной загадкой. Монтаж торопится продвинуть действие вперед, но досадно гасит все моменты эмоционального напряжения и обходит стороной кульминации. А заодно не посвящает зрителя в логику поведения персонажей, которые из-за этого никак не могут внятно проявить свою человеческую сущность.
Самое слабое звено картины - прорисовка человеческих образов. Из всех действующих лиц только по-мальчишески несентиментальная в общении, зато наивно эротичная в мечтах Света и женственно капризная малышка Дина смотрятся как вполне понятные, живые люди. К их душевному миру режиссер отнесся внимательно. Кроме них да еще пьяницы-татарина в матером исполнении Александра Баширова, все остальные скорее представляют функции сюжета, нежели самостоятельные фигуры. Из персонажей второго плана некая личность брезжит только в герое Андрея Краско (приятель отца Дины), уже примелькавшегося благодаря телесериалам. Еще запоминается бледное и утомленное, очень интеллигентное лицо безжалостного бандита в исполнении Кирилла Пирогова (того самого, чей персонаж в "Брате-2" работал в ленинско-революционном музее). Но внутренняя жизнь, настроения, преследуемые цели даже и у этих действующих лиц почти не просматриваются. О родителях и родственниках главных героинь говорить вообще не приходится. Особенно жалко, что, пригласив на роль бабушки незаурядную актрису Татьяну Ткач (когда-то сыгравшую подругу Чарноты в фильме "Бег" по Булгакову), Сергей Бодров режиссерски как бы не заметил ее присутствия в картине. Открывать новые взрослые актерские индивидуальности или давать возможность зрителю вспомнить тех, кто некогда был популярен, фильм явно не стремится.
В результате взрослый мир выступает как некое смутное враждебное пространство, в представителей которого вглядываться некогда - от них детям правильнее сразу бежать без оглядки. Сергей Бодров вносит свою лепту в постсоветский образ детства. Оно тождественно бездомности, беззащитности, отчуждению от семьи, одиночеству. Оно учит выживать. Света ходит на тренировки по стрельбе и стреляет без промаха - правда, пока что только в тире. Сергей Бодров не рискнул шокировать публику образом девочки, убивающей настоящих людей. Однако все шло к тому, что убивать может стать необходимым - для самозащиты. "Сестер" можно назвать более мягким, бледным и сентиментальным вариантом "Брата" - для маленьких детей и девочек-тинейджерок, которые еще не готовы встретиться лицом к лицу с суровой реальностью современного российского криминала.