0
5989
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2001 00:00:00

Девушка на перепутье

Тэги: павлов, пьеса, кино, островский


павлов, пьеса, кино, островский

РЕЖИССЕР Юрий Павлов завершил работу над картиной "Дикарка". Пьеса эта (значится как комедия) была написана в 1879 г. Островским и Соловьевым. В старой России "Дикарка" была запрещена для постановки в народных театрах как пьеса аморальная, - тем не менее ее с удовольствием играли лучшие русские актрисы. В 1913 г. Владимир Гардин поставил фильм по этой пьесе, ставший одним из знаменательных событий русского немого кино еще и потому, что главную роль (Вари Зубаревой) блестяще сыграла Алиса Коонен. Но картина, к сожалению, в Госфильмофонде не сохранилась. А вот новая "Дикарка" скоро выйдет на широкий российский экран.

В роли Вари Зубаревой снялась Даша Мороз, Ашметьева сыграл Сергей Шакуров, его жену фермершу Марью Петровну - Ирина Розанова. В фильме также участвуют Сергей Никоненко, Нина Усатова, Валерий Дегтярь. Художник - Вера Зелинская, оператор Игорь Клебанов. Специально к этой картине музыку написал Исаак Шварц. Режиссер Юрий Павлов (он известен нам по фильму "Сотворение Адама") после своей новой работы окончательно перешел из кинокритиков в кинорежиссеры.

- Юрий, сохраняется интрига, связанная с этой пьесой как запрещенной. В чем же ее аморальность, которая стала поводом для гонений?

- Отношения между стареющим мужчиной (если вычислять его возраст, то ему под 60) и 18-летней девочкой, отвергающей жениха и еще одного сравнительно молодого человека из-за любви к пожилому господину.

- И как выглядит у вас любовь молодой девушки и пожилого господина?

- Главная героиня - Варя Зубарева, которую все считают дикаркой и дурочкой, сама о себе говорит: "Меня воспитала природа". И именно главный герой, пожилой Ашметьев, проявляет к ней интерес, он, в отличие от окружающих, видит Варину уникальность и неповторимость. Но вот способен ли 60-летний мужчина пылко ответить на порыв страсти юной девушки? На этом и строится сюжет. Хотя по жанру пьеса определена как комедия, она пронизана трагическим мироощущением - уходящая эпоха, уходящий класс. В этом смысле Островский - предтеча Чехова. Именно в "Дикарке" он ввел в обиход понятия "новые русские люди" и "старые русские люди".

- Более ста лет прошло с момента написания пьесы. Неужели в конце ХХ века не нашлось более достойного текста, который можно было бы экранизировать?

- Современные тексты в основном отражают проблемы сиюминутные. А мне неинтересно заниматься социальным обличительством и вставать на прокурорскую позицию, я ищу в любом материале позитивный взгляд и более общие проблемы. Пьеса Островского дает возможность не сталкивать лбами новых и старых русских, а показать, как несчастливы и те, и другие. У Островского смысл не в противопоставлении двух мировоззрений, а в поисках гармонии и единения. Мы с художником по костюмам решили перенести действие на 10 лет ранее, поэтому оно происходит в пореформенной России, что для нас принципиально. Все коллизии и социальный контекст сохраняются. Большое внимание мы уделили женской моде. В 70-х годах XIX века носили кринолины, а уже после 70-х появились турнюры. Отнесение времени действия к 70-м годам позволило привнести в картину стилистику Борисова-Мусатова: этот художник творил на рубеже XIX-XX веков, но своих женщин облачал в платья с кринолинами. Борисов-Мусатов предпочитал пастельные - розовые, голубые, персиковые - тона, ярких красок вы у него не найдете. Съемки проходили в Щелыкове, в усадьбе Островского. Сохранился и дом, и интерьеры, которые он описал в пьесе. Так что дивная щелыковская природа, линия моды и цвет продиктовали единое стилевое решение и свет кадра.

- Припомнив вашу первую картину "Сотворение Адама", замечу, что там была попытка выхода если не в мистическое, то в метафизическое пространство. Есть ли здесь подобный эксперимент?

- Я рад, что у меня была возможность сделать по-настоящему русское кино о русском национальном характере. Как в любой классической вещи, в "Дикарке" Островского есть некая загадка, которую можно по-разному разгадывать. В основе реалистической и бытовой пьесы лежит фольклорное начало. Кто герой русских народных сказок? Иванушка-дурачок (дурочка, дикарка), который есть воплощение русского национального характера. С другой стороны - момент перепутья, где отчетливо просматриваются фольклорные мотивы. Перед девушкой три дороги. Вершинский - богатый чиновник из Петербурга, сосватанный папой. Мальков - новый русский. Он демократичный и деловой человек. И Ашметьев - весь из себя эстет, ездит за границу, ему наскучила жена, постоянно живущая с мамой в поместье. Человек он образованный и высокой культуры, но совершенно бесполезный. И вот в течение нескольких дней Варя ради него отвергает и жениха, которого навязывает ей папа, и молодого помещика, с которым у нее уже складывались отношения. Все это, подчеркну, - во имя большой любви, потому что именно любимый человек разбудил ее душу и заставил поверить в свою ценность. Сюжет, однако, заканчивается хеппи-эндом с точки зрения обывательского сознания: девушку увозит богатый Мальков, приговаривая, что через год-два купит усадьбу любимого вместе с парком. Так что Варю ждет сытая обеспеченная жизнь с молодым и красивым. И зачем ей, спрашивается, старый, живущий за границей и выпавший из времени, который и себя-то найти не может?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
565
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
665
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
625
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
625

Другие новости