ВЕСЬМА своевременно открытие выставочной программы "Направление: Восток. На пути к Гималаям" в рамках акции "Восток. Север. Запад. Юг", которую осуществляет галерея "Кино" совместно с комитетом по культуре правительства Москвы. Программа проходила в залах "Нового Манежа" и имела трехчленную структуру: выставка, культурные мероприятия (перформансы, показы) и каталог как самостоятельная часть проекта. На волне всеобщей востокомании идея выглядит достаточно актуально: не зря же книжные лотки заполонили бесчисленные издания "Дао Дэ цзин" и "Бусидо", а по модным заведениям разносится запах сандала.
Выставка сделана профессионально и с размахом (недаром PR-технологии внедрял Геннадий Йозефавичус). Сплошь - громкие имена, живые классики (Владимир Немухин, Франциско Инфантэ, Дмитрий Плавинский, Иван Чуйков), остальные - широко известные в узких кругах личности (Борис Бергер, Аллан Ранну, Алексей Тегин).
Обратить взгляд на Восток оказалось удобно всем. Общественное объединение "Путешествия. Искусство. Коммуникации" (попросту - "ПИК") снарядило экспедицию в Тибет на поиски духовного просветления и свежего материала для творчества. Изначально, с 1997 года, это была группа "художников-путешественников, работающих с коммуникативными средствами". Очень увлекательная затея - "симпозиумы-пленэры в знаковых местах планеты", ее плоды и послужили основным материалом для нынешней программы.
Франциско Инфантэ, безумно популярный на Западе, представил свои очередные артефакты, как новые, так и забытые старые. Франциско Инфантэ Арана, художник-кинетист, принадлежит к андеграунду 60-х годов. Его минималистские, строго геометрические работы можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее и многочисленных зарубежных коллекциях. Артефакты - это фотографии инсталляций, сделанных на природе, мгновенные и яркие фиксации того, что вот-вот исчезнет, перестанет быть.
Еще один "живой классик", Владимир Немухин, член "Лианозовской группы", участник знаменитой "бульдозерной выставки", один из инициаторов неомодернизма, прислал картину: на ослепительно белом полотне - широкий росчерк кисти: "Тебе, Тибет", посвящение Звереву и подпись. Из той же связки классиков - живущий в Нью-Йорке Дмитрий Плавинский, который сам себя называет структурным символистом.
Огромную завораживающую инсталляцию "Далай. (Океан мудрости)" представил Александр Пономарев. Как всегда, всего слишком много: и видоарт, и сложное гидротехническое устройство, и резервуары с водой, и звуки океана, на экране приглушенный свет - все это вводит зрителя в почти экстатическое состояние.
Здесь же идут модные показы неформальной Светланы Тегин или раскрученного Игоря Чапурина, и перформансы группы "Слепые", и мрачные ритуальные действия от Алексея Тегина, и выступление "белой" шаманки Веры Сажиной, которая своим камланием способна изгнать всех злых духов из эстетствующей публики. В общем, Восток сквозь призму столичной интеллектуальной пресыщенности.
Каталог выставки представлен как интегративный элемент в рамках общего проекта. Он сделан в виде тибетской книги и представляет собой таблички с изречениями участников, разрозненные цитаты, веселые картинки, инструкции по применению буддистских атрибутов, схемы инсталляций, фотографии и т.д. В создание каталога внесли свой посильный вклад концептуалист со стажем Лев Рубинштейн, популярный журналист Вячеслав Курицын, достопочтенный enfant terrible русской литературы Юрий Мамлеев и другие.
К счастью, выставка не превратилась в синтез общих мест и бездарную эксплуатацию восточных мотивов.