0
959
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2001 00:00:00

От меланхолии к вихрю

Тэги: гупта, оркестр, дирижер, концерт


гупта, оркестр, дирижер, концерт

На очередной концерт Российского Национального оркестра был приглашен молодой норвежский дирижер Рольф Гупта, выпускник академии города Хельсинки, специализирующийся в основном на современной музыке. Таков был и его репертуар: Сибелиус и Прокофьев. Финский классик прозвучал у него холодно, бестрепетно. Третий концерт Прокофьева с Владимиром Крайневым наоборот - с оглушающей силой электрического разряда. Исполнить шестую симфонию Сибелиуса - задача вроде бы нетрудная. В ней нет напряженной драматургии, ее музыка скорее созерцательная, 'природная'. Как всегда у него, блеклые, отзывающиеся в душе северные картины выражает пение гобоев-фаготов. Темпы по большей части меланхоличные. Тем более оркестр прекрасно продемонстрировал свою многокрасочность и певучесть - слух отдыхал. Однако дирижер не проникся этой атмосферой, показал себя человеком к ней равнодушным. Ему совершенно не удались 'мимолетности' настроения симфонии, недосказанность концовок словно приводила его в некоторое недоумение Рольф Гупта привык мыслить глобальными категориями. Каждая часть заканчивалась ничем, не осталось впечатления в целом, хотя, надо признать, пронимали и взмывающие скрипки в первой части, и проскальзывающая тревога второй.

На конец концерта была оставлена еще и поэма Сибелиуса 'Тапиола', исполненная дирижером более энергетично, как и подобает этой музыке. Однако сочинение оказалось таким, что с первого прослушивания все равно оставило недоумение своей многословностью, сумбурной невнятностью - северный классик прожил долго, написал много, и не знать его 114-го опуса представляется все же допустимым. Тем более что окончилась поэма эффектно, развеяв ощутимое было утомление.

Стихия Концерта Прокофьева, современника Сибелиуса, открывала совершенно иной мир - неукротимо бурной радости, где яркий конструктивизм времен заграничной жизни композитора 1921 г. гармонично уравновешивается русскими темами, прозрачными остановками. Выдающийся пианист Владимир Крайнев - непревзойденный мастер исполнения Прокофьева. Его игра сочетает в себе необходимую моторность и полетность звучания. Брутальная фактура быстрых прокофьевских частей находит в его лице необычайно точного и осмысленного исполнителя, когда, казалось бы, одно воспроизведение нотного текста должно поглощать все силы. Вместе с дирижером они взяли максимально возможный быстрый темп, музыка вихрем неслась вперед и прозвучала по-молодому соревновательно. Возможно, определенный момент рефлексии и прокофьевских красот отошел на второй план в таком прочтении. Публика же справедливо восторгалась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1896
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1886
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
852
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1256

Другие новости