0
8597
Газета Культура Интернет-версия

14.02.2001 00:00:00

Разумное сумасшествие с медом и сахаром

Тэги: Шемякин, Щелкунчик, балет, Мариинка


Шемякин, Щелкунчик, балет, Мариинка

НЕСМОТРЯ на дорогие билеты (от 25 до 50 долларов), на премьере был ажиотаж. В царской ложе сидели губернатор Владимир Яковлев, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Никита Михалков и герой дня Михаил Шемякин в костюме XVIII века.

Вокруг "Щелкунчика" в Мариинке была создана атмосфера таинственности, словно в одноименной сказке. Говорят, что в договор между Шемякиным и театром включен пункт о неразглашении "тайны замысла". Премьеру переносили 4 раза. Начав работу с одним хореографом - Алексеем Ратманским, театр закончил ее с другим, 23-летним Кириллом Симоновым, характерным танцовщиком Мариинки и начинающим балетмейстером. Твердо известно было лишь то, что руководитель театра Валерий Гергиев пригласил Шемякина не только как сценографа, но и как режиссера, автора концепции, даже сочинителя основ хореографии - и человека, известного пристрастиями к немецкому писателю-романтику Гофману. Действительно, те, кто знает живописные циклы Шемякина "Карнавалы Петербурга" и "Венецианские карнавалы", а также иллюстрации к гофмановским книгам, могут считать, что почти знакомы с оформлением "Щелкунчика". Шемякин использовал и рисунки самого Гофмана, создав вполне предсказуемый спектакль. Фирменный шемякинский стиль - сутулые существа на полусогнутых ножках, в треуголках и с длинными маскарадными носами. Здесь еще - с акцентом на крыс: люди, как грызуны, и грызуны, как люди (крыса - любимое животное Шемякина, и в балете создано параллельное людям крысиное государство, от короля до крысиной шпаны). Жизнь как метафизико-мистический театр, приготавливающий к другому представлению - театру "Госпожи Смерти".

Шемякин увлекся и трактовкой музыки Чайковского, предложенной Гергиевым еще несколько лет назад на CD-диске. Дирижирование "бури и натиска", свойственное маэстро, имело место и на премьере: темпы "престо", установленные Гергиевым по Чайковскому, почти исключали паузы и скупо дозировали лиризм композитора, делая упор на трагизм, что соответствует жестким подходам Шемякина. Последний в своих интервью утверждал, что пересмотрел десятки кассет с записями различных постановок "Щелкунчика" - и ни одна ему не понравилась, потому что чересчур детские и не "гофмановские", в том числе и прежний "Щелкунчик" Мариинки в хореографии Василия Вайнонена. Шемякин захотел от Гофмана "разжиженного", каким он был еще в первой версии Льва Иванова в Императорском театре в конце XIX века, перейти к Гофману "сгущенному". От пересказа Александра Дюма, когда-то использованного автором либретто Мариусом Петипа в качестве первоисточника, к волшебной мистике оригинала. От детского утренника - к ночной "страшилке".

По словам Шемякина, ему пришлось ограничить размах своих замыслов - помешала маленькая (по его понятиям) и технически неоснащенная сцена Мариинского театра, да и традиции этой сцены: чересчур авангардный балет здесь не приняли бы. Степень революционности нового "Щелкунчика" Шемякин определяет как "разумное сумасшествие для детей и взрослых". В этом спектакле нет крайностей типа красноармейцев в образе мышей или изнасилования Маши под елкой (хотя такие имеющиеся в мировом репертуаре версии Шемякин не отвергает). Меньше всего автора концепции "Щелкунчика" волнует тема "старого доброго Рождества", праздничной елки и теплого семейного праздника, хотя все это отчетливо прослеживается у Гофмана. Елка-дриада стоит здесь сиротливо, в одиночестве, на нее никто не обращает внимания. Гости на вечеринке Штальбаумов - грубые и пьяные обжоры. Брат героини Фриц - этакий Митрофанушка из "Недоросля", переросток с мозгами младенца. Родители Маши - пара злобных кривляк, презирающих собственную дочь, отчего она становится болезненной и чересчур впечатлительной девицей, страдающей от одиночества и неясных эротических томлений. Ближе всех к Гофману Дроссельмейер (Антон Адасинский, актер пантомимного театра "Дерево", приглашенный Шемякиным в спектакль Мариинки) - горбун в черном: то добрый, то зловещий, то волшебный провокатор праздника жизни, то хромой аутсайдер. Неудивительно, что Маша (Наталья Сологуб) решает навсегда остаться в городе сладостей Конфитюренбурге, куда она попадает вместе со Щелкунчиком (Кирилл Симонов) после его битвы с крысами. И в финале балета, уже в виде украшений на огромном белом торте, Маша и Щелкунчик стоят на верхней корочке, а вездесущие мыши прогрызают в сладких стенках дырки точно так же, как они прогрызали кусок сыра в первой сцене балета - на кухне накануне парадного обеда (кстати, тема еды, как и тема животных в жизни людей - ключевые линии "Щелкунчика").

...Этот балет - полуудача театра. И такой результат непосредственно вытекает из ситуации, возникшей после отстранения Алексея Ратманского. Теперь уже никто не узнает, хороша или плоха была его хореография, но история с Ратманским - тоже фантасмагория в духе Гофмана, с тайнами и подменами. Версия увольнения Ратманского, озвученная Валерием Гергиевым на пресс-конференции (дескать, хореограф не уделял должного внимания постановке из-за занятости в Датском Королевском балете), кардинально расходится с тем, что говорят в балетных кругах и что утверждает сам Ратманский. Согласно этой второй версии скандал разразился потому, что самостоятельно мыслящий хореограф не сработался с Шемякиным, которому был нужен лишь покорный исполнитель его указаний. Получив от Гергиева карт-бланш на постановку, Шемякин в результате получил то, что хотел. У него работал подмастерье, а не мастер. Это особенно обидно, потому что автор идеи и сценографии напридумал массу занятных "гофманиад". Стулья со спинками в виде генеральских эполет или ослиных ушей; портрет якобы убитого хозяином дома носорога - в "натуральную величину"; гости в масках ворон; человек-муха; Машин дедушка-бонапартист и т.д. Очень удачна сцена ухода гостей (движущиеся огромные пальто и шляпы) или создаваемый с помощью видео огромный воздушный шар, который выплывает из рук Дроссельмейера; или гигантская туфля, в которой летают по воздуху, как в карете, Маша и Щелкунчик. Знамена с изображением сыра (у мышей) и ореха (в армии Щелкунчика) смешат не меньше, чем придуманный герой - мышиный "серый кардинал" Крыселье, этакий Дроссельмейер для мышей, правда, мало используемый.

Шемякин мог досконально изучить и использовать в своих целях "Щелкунчика" предшественников в Мариинском театре (куклы из табакерки - от Федора Лопухова, крысиный король с 7 головами, одежды гостей из эпохи конца Французской революции 1789 года и многое другое - из балета Льва Иванова конца прошлого века). Шемякин также мог заменять балетного режиссера и даже - на первом этапе - хореографа, практически поставив сцену боя с мышами и рисуя основные мизансцены с расположением фигур (хотя он напрасно не использовал прямо-таки напрашивающуюся идею, когда-то придуманную Петипа, - пляски сладостей). Одного Шемякин не мог - сочинить собственно танцы. Там, где кончается его влияние и начинаются пляски кукол, вальс снежинок, Розовый вальс и па-де-де главных героев, - там самые уязвимые места "Щелкунчика". Не спасают даже очень красивые костюмы снежинок, черные с белым горохом нашитых пушистых хлопьев - словно враждебный героям густой снегопад темной ночью. Не вытягивают и другие костюмы: чинно-бытовые, но и с "сумасшедшинкой" и с нарочитой бюргерской безвкусицей в первом акте. И "вырви глаз" во втором, сладко-приторном Конфитюренбурге, где причудливые колонны и башни из сахара, меда и мороженого облеплены мухами и пчелами, объедающими здешнюю застройку. Банальность хореографии Кирилла Симонова приводит к тому, что первый почти полностью концептуально-пантомимный акт гораздо интереснее второго, танцевального действия. Танцы от Симонова - смесь Вайнонена с обезжиренным Баланчиным, а ближе к концу, в па-де-де - еще и с недавно поставленным в Мариинке английским балетом "Манон". Все поставлено в малой связи с музыкой - и (что сводит к минимуму задумки Шемякина) без связи с шемякинской концепцией, к которой эти пресные, дистиллированные танцы словно приклеены. Моменты смены музыкальных тем часто игнорируются Симоновым, оркестровые кульминации обозначаются дежурным приемом - высокими поддержками, лирические волнения - стандартными обводками в аттитюд, Щелкунчик-принц (Андриан Фадеев) проделывает положенные принцам жете по кругу, а Маша вынуждена демонстрировать нелирические фуэте под лирическую музыку, хотя исполнение Натальи Сологуб удачно.

Кордебалет получает простейшие разводы направо-налево, а высшим достижением в массовых танцах можно считать шестые невыворотные позиции в вальсе снежинок, построения крестом и диагональные ряды в Розовом вальсе и периодические опускания на пол в обоих эпизодах. В танцах кукол (змея в Восточном танце, Петрушки-трио в трепаке, бык и тореро в испанском, пчелы в пасторали, и куда, кстати, подевался китайский танец?) - все стандарты перечисленных тем, виденные-перевиденные сто раз в других балетах. Везде и всюду - добавленные к классике расхожие мотивы "свободного танца": прогнутые спины, выпяченные бедра, "ломаные" руки. В итоге хореограф слабенько поддакивает замыслу, богатая потенциальными возможностями труппа танцует менее интересно, чем играет в Гофмана, а критиков не оставляет сожаление: Михаил Шемякин поставил только на себя и на Гофмана - и ошибся. Потому что проигнорировал главную заповедь балетного театра: нет хорошей хореографии - нет спектакля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1042
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1421
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1070
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
896

Другие новости