0
1849
Газета Культура Интернет-версия

17.01.2001 00:00:00

Финита ля комедия

Тэги: Гольдони, МХАТ, театр


Гольдони, МХАТ, театр

КОМЕДИЯ Карло Гольдони в итальянской действительности называется "Семья антиквария, или Свекровь и невестка". На афише МХАТа имени Чехова другое название - "Венецианский антиквар". Спектакль Николая Шейко, конечно же, должен был как-то обойти в названии то, что как будто совершенно лишает историю поэзии. Свекровь, невестка - слова не из его словаря. Для Шейко быт не может быть выражен в таких вот непоэтических подробностях, быт - такая же игра, изящно исполненный реестр милых вещиц, годный для любования, а значит, к делу, то есть к практическому использованию не приспособленных. "Блаженный остров", "Маскарад", "Сон в летнюю ночь" и вот теперь "Венецианский антиквар", - вот ряд, родной ему, его эскапизму, отчего спектакли Шейко в репертуаре МХАТа держатся чуть особняком. Немного чужие по манере, но, может быть, в первую очередь - по особой интонации, хотя Шейко не бывает важен какой-то один-единственный голос, всегда - голоса, даже избыток многоголосия.

В "Венецианском антикваре", которого в Венеции впервые представили в карнавал 1750 года, а в России до сих пор вроде бы и не ставили (перевод с итальянского выполнен Евгением Ратинером и Николаем Шейко), есть все, что мило режиссеру: любимая им Венеция, любимые им маски, дорогая его сердцу поэзия старины. Куда уж стариннее, если главный герой - антиквар?! Радость этой находки, возможно, заслонило отсутствие в пьесе многих других достоинств.

В "Венецианском антикваре", если с драматургических высот спуститься на театральные подмостки, играют любимые Шейко актеры - Виктор Гвоздицкий и Вячеслав Невинный. Вероятно, и другие им любимы, но эти двое, как говорится, любимее, а из них двоих Гвоздицкий может быть назван альтер эго режиссера.

Вышло очень красиво. Костюмы, огромные кости и целые скелеты из "лавки древностей" графа Ансельмо, незадачливого антиквара, маленькая Венеция, которая затаилась за спинами героев и их слуг (художник - Валерий Левенталь), - все радует. Прелестный Труффальдино, слуга сцены (Алексей Нестеренко), одним усилием маленького жезла раздвигает тяжелый занавес Художественного театра, за которым - немая сцена: в танцевальных позах замерли все действующие лица, уже готовые к своим итальянским ссорам и спорам. И вдалеке - готовая их примирить и единственная, которая может их примирить, - Венеция... Венеция, средоточие театрального и литературного "хлама", которая в интерпретации Шейко опосредована любовью к великому "мертвому городу" Кузмина, Сомова, других символистов, других мирискусников, такого далекого начала прошлого века┘

Гвоздицкий - идеальный актер такого театра. "Медаль! Подлинный Пизанелло! И всего четыре цехина", - не говорит, а вытанцовывает он слово за слово, и каждое в его устах будто бы выскакивает на сцену и уже принуждено к игре, становясь то стихотворением, то заклинанием. "Это же дешевле пареной репы!" - интонации лишены естества. Театральность жеста, выверенность каждой подачи, причудливость взгляда и асимметричного прищура.

Гвоздицкий, который, кажется, единственный, кто маску в этом спектакле ни разу не надевает, маску играет. Это дистанция, которая установилась между ним и Ансельмо и которая не мешает ему оставаться самим собой. И это - обычная для Гвоздицкого - манера игры не психологического театра. Умение работать в маске - заслуга Эдуарда Чекмазова, который играет Бригеллу, и Валерия Трошина в роли Арлекина.

Вячеслав Невинный (Панталоне де Бизоньози) как будто заходит сюда из другого театра, где масок нет и не может быть. "Плевать┘ в тетрадь!" - с чувством выговаривает он то и дело, и зал откликается смехом. Он играет совершенно в другой манере. И, конечно, тоже хорошо. И смешно. И ради пущего озорства, например, на каждом спектакле он читает новую частушку, кажется, русскую, но которую он с успехом выдает за греческую. (И всячески импровизирует и шалит, что позволено ему режиссером и самим Гольдони.)

Трудно было предположить, что Татьяна Лаврова, много лет не получавшая новых ролей, находится в такой замечательной актерской форме. В роли графини Изабеллы она утонченно груба. Но скандальность, вызванная внезапным конфликтом с невесткой, проигрывает жеманству. Желание нравиться и еще хоть минуточку побыть первой красавицей, не замечать наступающего на пятки старшего возраста побеждает все. Она и смешна, и обаятельна. Как обаятельна и смешна Смеральдина (Нина Килимник), служанка - двигатель интриги. И Вячеслав Невинный-младший, чаще многих других "попадающий в такт", умело справляющийся с теми легкомысленными "подачами", которыми режиссер наводнил спектакль и которые при чуть большем педалировании зазвучат как банальность и пошлость.

Но сцепления нет в игре. Нет легкости, без которой так трудно сыграть Гольдони. Платформы ездят скоро, увозя со сцены очередную антикварную кость, чтобы ей на смену вывезти диван с возлежащей на нем графиней Изабеллой. Актеры говорят медленно. Во втором акте, где долго не может состояться примирение сторон (то есть именно свекрови и невестки, вступивших в схватку за первые роли), кажется - чуть-чуть быстрее, и все бы выглядело иначе, лучше. Когда надо бы носиться колбасой, никто не спешит уйти со сцены. Изящной игре мешают неотесанные, бедные голоса актеров, тем более заметные на фоне трепетаний и переходов Гвоздицкого.

Короче говоря, на каждый плюс найдется в спектакле свой минус. Переходы на итальянский в те моменты, когда беседующие переходят на личности (так при советской власти одни переходили на французский, другие - на идиш, чтобы объясниться без посторонних), кажутся неумеренно долгими. Итог, то есть спектакль, судя по всему, расходится с замыслом. С режиссерским замыслом и с тем поэтическим замыслом, о существовании которого тоже можно подозревать. Может быть, сегодняшний МХАТ вовсе не приспособлен для изящной игры, невозможной без легкого к ней отношения, для такого озорства, даже хулиганства, не обремененного бытом, наоборот, бегущего от быта и по сюжету, и в исполнении. Спасающегося от быта в карнавале, от поденщины - в праздничном забытьи.

Им предложили стать на время гондольерами и повиражировать по венецианским каналам. А они - почти все - бурлаки. И не на венецианских каналах, а на знакомых просторах Волги. Так, наверное, легче, да и неторопливее. В этом смысле затея Шейко изначально была обречена.

Искусен замысел - этакая табакерочка, изящная безделушка с озорным орнаментом (что соответствует и размеру конфликта), сочиненная сентиментальным знатоком, который переживает ускользание времени не менее драматично, чем венецианцы - последний свой карнавал. Но в одних случаях исполнители не так искусны, как сочинивший их автор-режиссер. В других - не хватает какого-то "подстегивающего" трюка, что для "изящной безделушки" - заметный изъян. Там, где, кажется, режиссер не дожал, тяжелая поступь реалистической манеры отменяет вдруг наметившееся легкомыслие.

Примиряет финал - карнавал, ради которого, кто знает, может быть, и задумывался весь спектакль┘ Гондола с гондольером - Труффальдино. Венеция, до того неподвижная, вдруг приходит в движение, кружатся дома и мосты, и сами люди в масках, изготовленных настоящими венецианскими художниками Каролиной Виченте и Карлосом Брассеко.

***

"Венецианский антиквар" - последний среди спектаклей, которые были задуманы еще при Олеге Ефремове. После его премьеры театр, можно сказать, окончательно рассчитался по старым долгам. В процессе репетиций - пьеса "Девушки битлов" Сергея Волынца, которую репетирует Александр Марин. Адольф Шапиро приступил к работе над "Мольером" Булгакова, где Табаков сыграет уже не Бутона, а заглавного героя. Владимир Машков начинает репетировать пьесу, названную в Англии лучшей комедией года и получившей там премию Лоуренса Оливье. Все три спектакля увидят свет до конца весны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Россия обходится без заменителей ЕСПЧ

Россия обходится без заменителей ЕСПЧ

Екатерина Трифонова

В решениях по правам человека отечественная Фемида иногда вспоминает о Страсбурге

0
1578
Искусственный интеллект становится инструментом эксплуатации

Искусственный интеллект становится инструментом эксплуатации

Анастасия Башкатова

Работодатели поощряют эффективных сотрудников дополнительной нагрузкой

0
1647
России нечем заменить советские электростанции

России нечем заменить советские электростанции

Михаил Сергеев

Правительство предлагает потребителям строить собственные генерирующие мощности

0
2766
Госдума не будет возражать против оптимизации избиркомов

Госдума не будет возражать против оптимизации избиркомов

Иван Родин

Переход к цифровым выборам позволяет проредить территориальные комиссии

0
1429

Другие новости