0
1872
Газета Культура Интернет-версия

28.12.2000 00:00:00

Директорский театр: негативный опыт

Тэги: театр, конфликт


Разными путями возникают новые театры, но старые разрушаются по одинаковой схеме. Конфликты директора и художественного руководителя, противоречия между представителями двух властей - административной и эстетической - на удивление однообразны.

В годы застоя в Ярославле на площади Юности выстроили большое здание, которое поделили между собой Театр юного зрителя и Театр кукол. Так часто случалось при советской власти в провинциальных городах - чтобы не строить дважды, несколько театров объединяли под одной крышей. Уже в годы перестройки, когда резко сократились бюджетные ассигнования на культуру, возник прецедент - где было можно, стали создавать объединенные театральные дирекции, сокращая штатное расписание.

Бывшего главу департамента культуры Ярославской области Дмитрия Стрекалова поставили править двумя театрами, которые к тому времени были преобразованы в Творческое театральное объединение. Этого статуса три года добивался главный режиссер ТЮЗа Александр Кузин, один из самых известных сегодня режиссеров российской провинции, - на трех сценах объединения можно было проводить фестивали и профессиональные театральные встречи любых масштабов. Но идея театрального центра так и осталась административной утопией, потому что все остальное время новый директор и режиссер употребили на выяснение нетворческих отношений. Проработавший 11 лет в театре и принесший Ярославскому ТЮЗу славу, Александр Кузин наталкивался на непонимание директора, который не собирался уступать первенство в вопросах творческого управления театром.

Дмитрий Стрекалов хочет сам определять репертуарную политику и даже распределять роли, знакомя режиссера с планами театра путем приказов, которые он издает - вопреки норме - с назидательными эпиграфами. Публично заявляя о том, что превращает театр в коммерческий культурный центр, директор пытается соответствовать поставленным задачам: каждый третий спектакль - арендный. И в основном это столичные антрепризные "штучки", провинциальный "чес". Директор создает "контору" по управлению театром как зданием, но не театром-домом - главному режиссеру не раз отказывали в праве пользования репетиционным залом и другими подсобными помещениями в театре.

За прошедший год ТЮЗ не смог выпустить ни одной из запланированных премьер - директор не дает распоряжения на изготовление декораций, цеха все это время заняты выполнением коммерческих заказов. Постановка единственной работы - спектакля "Ночной канал" - была осуществлена на деньги Министерства культуры Турции. Один спектакль в сезон - даже по московским меркам не трагедия, но в Ярославле нужно по крайней мере четыре новых спектакля каждый год, чтобы соответствовать интересам узкого круга публики. Еще два-три таких пустопорожних сезона, и репертуарный театр потеряет зрителя.

Не в лучшем положении пребывает сегодня и Ярославский театр кукол, который также находится под началом Дмитрия Стрекалова. Несколько лет подряд он существует без творческого лидера и внятной репертуарной политики: у петербургских театров за бесценок выкупаются списанные декорации, и отыгранный столичный спектакль восстанавливается на местной сцене.

Действия Дмитрия Стрекалова оправданны юридически, законодательно неуязвимы.

Сегодняшнее законодательство позволяет как директору, так и художественному руководителю стать во главе коллектива. В одних театрах худрук держит директора на контракте, в других - наоборот. В Москве можно назвать сразу несколько крупных театров, существующих без творческого руководства и, кажется, не спешащих им обзаводиться: Театр имени Станиславского, Театр на Малой Бронной, Новый драматический театр, Театр имени Пушкина, Театр-кабаре "Летучая мышь". Где-то опытным директорам удается удерживать театр "в струне", где-то - нет, но очевидно одно: ни одному директору пока еще не удавалось грамотно выстроить художественную программу. Это получается даже не у всех худруков.

Если вернуться к случаю с Ярославским ТЮЗом, то станет очевидным, что требуется только перераспределить обязанности, разделить власти и сферы влияния, которые могут быть разделены согласно пункту существующего Положения о театре. Ярославскому департаменту культуры пока не хватает мужества вмешаться в ситуацию и потребовать соблюдения договора между театром и учредителем. Решение этой проблемы - легкая задача для "культурных" чиновников, здесь все - в рамках закона, которым так дорожит Дмитрий Стрекалов.

Той же точки зрения придерживается и председатель СТД РФ Александр Калягин, переправивший в приемную губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына письмо от имени российской театральной общественности: "Если учредители окажутся в состоянии упорядочить документы, в которых будут четко прописаны отношения между директором и художественным руководителем, все, как мне кажется, уладится. Ведь речь вовсе не о том, что кто-то должен уйти, а кто-то остаться, а о вещах более глубоких и серьезных".

Серьезных уже потому, что эта история - из числа часто повторяющихся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1681
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1689
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1434
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
888

Другие новости