Разными путями возникают новые театры, но старые разрушаются по одинаковой схеме. Конфликты директора и художественного руководителя, противоречия между представителями двух властей - административной и эстетической - на удивление однообразны.
В годы застоя в Ярославле на площади Юности выстроили большое здание, которое поделили между собой Театр юного зрителя и Театр кукол. Так часто случалось при советской власти в провинциальных городах - чтобы не строить дважды, несколько театров объединяли под одной крышей. Уже в годы перестройки, когда резко сократились бюджетные ассигнования на культуру, возник прецедент - где было можно, стали создавать объединенные театральные дирекции, сокращая штатное расписание.
Бывшего главу департамента культуры Ярославской области Дмитрия Стрекалова поставили править двумя театрами, которые к тому времени были преобразованы в Творческое театральное объединение. Этого статуса три года добивался главный режиссер ТЮЗа Александр Кузин, один из самых известных сегодня режиссеров российской провинции, - на трех сценах объединения можно было проводить фестивали и профессиональные театральные встречи любых масштабов. Но идея театрального центра так и осталась административной утопией, потому что все остальное время новый директор и режиссер употребили на выяснение нетворческих отношений. Проработавший 11 лет в театре и принесший Ярославскому ТЮЗу славу, Александр Кузин наталкивался на непонимание директора, который не собирался уступать первенство в вопросах творческого управления театром.
Дмитрий Стрекалов хочет сам определять репертуарную политику и даже распределять роли, знакомя режиссера с планами театра путем приказов, которые он издает - вопреки норме - с назидательными эпиграфами. Публично заявляя о том, что превращает театр в коммерческий культурный центр, директор пытается соответствовать поставленным задачам: каждый третий спектакль - арендный. И в основном это столичные антрепризные "штучки", провинциальный "чес". Директор создает "контору" по управлению театром как зданием, но не театром-домом - главному режиссеру не раз отказывали в праве пользования репетиционным залом и другими подсобными помещениями в театре.
За прошедший год ТЮЗ не смог выпустить ни одной из запланированных премьер - директор не дает распоряжения на изготовление декораций, цеха все это время заняты выполнением коммерческих заказов. Постановка единственной работы - спектакля "Ночной канал" - была осуществлена на деньги Министерства культуры Турции. Один спектакль в сезон - даже по московским меркам не трагедия, но в Ярославле нужно по крайней мере четыре новых спектакля каждый год, чтобы соответствовать интересам узкого круга публики. Еще два-три таких пустопорожних сезона, и репертуарный театр потеряет зрителя.
Не в лучшем положении пребывает сегодня и Ярославский театр кукол, который также находится под началом Дмитрия Стрекалова. Несколько лет подряд он существует без творческого лидера и внятной репертуарной политики: у петербургских театров за бесценок выкупаются списанные декорации, и отыгранный столичный спектакль восстанавливается на местной сцене.
Действия Дмитрия Стрекалова оправданны юридически, законодательно неуязвимы.
Сегодняшнее законодательство позволяет как директору, так и художественному руководителю стать во главе коллектива. В одних театрах худрук держит директора на контракте, в других - наоборот. В Москве можно назвать сразу несколько крупных театров, существующих без творческого руководства и, кажется, не спешащих им обзаводиться: Театр имени Станиславского, Театр на Малой Бронной, Новый драматический театр, Театр имени Пушкина, Театр-кабаре "Летучая мышь". Где-то опытным директорам удается удерживать театр "в струне", где-то - нет, но очевидно одно: ни одному директору пока еще не удавалось грамотно выстроить художественную программу. Это получается даже не у всех худруков.
Если вернуться к случаю с Ярославским ТЮЗом, то станет очевидным, что требуется только перераспределить обязанности, разделить власти и сферы влияния, которые могут быть разделены согласно пункту существующего Положения о театре. Ярославскому департаменту культуры пока не хватает мужества вмешаться в ситуацию и потребовать соблюдения договора между театром и учредителем. Решение этой проблемы - легкая задача для "культурных" чиновников, здесь все - в рамках закона, которым так дорожит Дмитрий Стрекалов.
Той же точки зрения придерживается и председатель СТД РФ Александр Калягин, переправивший в приемную губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына письмо от имени российской театральной общественности: "Если учредители окажутся в состоянии упорядочить документы, в которых будут четко прописаны отношения между директором и художественным руководителем, все, как мне кажется, уладится. Ведь речь вовсе не о том, что кто-то должен уйти, а кто-то остаться, а о вещах более глубоких и серьезных".
Серьезных уже потому, что эта история - из числа часто повторяющихся.