0
1153
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2000 00:00:00

Нижний снова на высоте

Тэги: Нижний, Новгород, архитектура


ОСНОВНЫЕ сюжеты нынешнего "Зодчества" - ежегодного смотра лучшего в русской архитектуре - таковы: Нижний снова одержал убедительную победу, Москва фестивалем опять проманкировала, Питер с треском провалился, никакой четвертой архитектурной столицы за минувший год не образовалось. Если бы не нижегородцы, общее впечатление было бы совсем грустное: не застой, конечно, но все-таки отстой. Игры, в которые играют русские зодчие, в лучшем случае можно назвать забавными: в каждом из 20 крупных городов есть какая-нибудь новая веселая загогулина. Зато неомодернизм повсеместно побеждает, башенки с арочками сданы в утиль, всюду острые углы и круглые окна. Кроме того, в провинции - культ мансарды.

Конечно, мансарда это просто, быстро и недорого. Вместо того чтобы рыть котлован, прокладывать коммуникации, строить дом, ты просто приляпываешь на существующий коробочку из металлочерепицы. Десять таких залудил - можно дом не строить. Но продвигая на российский рынок свои мансардные окна (которые, собственно, стали причиной этой эпидемии), датская фирма Velux и не предполагала, что русские архитекторы найдут в мансарде такой источник вдохновения. Они разгоняют ее на три этажа, рисуют в ней арки и фронтоны, а в Малоярославце построили целый район, в домиках которого и велюксовских-то окон даже нет, а мансарды - вот они, прямо со второго этажа начинаются и далее гордо реют, красным гробикам подобны.

Есть другие популярные мотивы - например, эркера вместо балконов, волнистая стена вместо прямой, круглое окно вместо прямоугольного. Барнаулец Владимир Золотов умудрился на полукруглые ризалиты своего дома посадить три громадных круглых окна. И вот стоят три таких богатыря в шлемах, у каждого - глаз циклопа, да еще золотые куполки в крышу вделаны. Хотелось бы сказать, что эти окна так же нежно глядят на тебя, как окошки знаменитого дома "Трех очей" в Венеции, но чувствуешь, что они не глядят, а пялятся. Впрочем, если бы в архитектуре существовала категория "бурлеск", то этот удалой сувенир стал бы в ней чемпионом.

А еще теперь в большой моде яйца. Прикатившиеся из "Обледенения архитекторов", которое первым спроектировало "дом-яйцо", они теперь повсюду, и главным образом - в планах.

Вот катится вниз к Волге жилой комплекс в Самаре, и везет его эдакий "локомотив" в виде овальной башни; вот центр по обеспечению земельной реформы в Конаково: у этого овала есть и хвостик и плавники - налицо золотая рыбка, которая одним взмахом хвоста обеспечит крестьян землею; вот проект музейно-выставочного комплекса "АвтоВАЗа" в Тольятти (архитектор Евгений Вдовин). Тут прообразом плана стал новый логотип завода, который рассекли пополам, а через дыру перекинули две стеклянные крыши. В макете выглядит очень красиво, эдакая помесь минимализма и деконструктивизма, но как подумаешь, что будет с этой стеклокрышей в жизни...

Точно так же ясно, что и эффектный план консерватории в Петрозаводске - эдакое солнце, расталдыкнувшее свои лучики по белу свету (первая премия в номинации "проекты"; архитектор А.Пертяков), - вряд ли будет когда-нибудь реализован. И вообще, о воплощении лучше не задумываться. Даже самые робкие проблески фантазии в процессе строительства тускнеют и превращаются в такие чудовища, как офис "Транссибнефти" в Омске (композиционно - чистый горком, только стеклом по моде "размочен") или дом в Воронеже (Валерий Каплий, Игорь Болдин), который решен как помпезное общественное здание (держит угол двух улиц, колонны на мраморе, часы на фронтоне), а на самом-то деле это девять местных новых русских выкупили землю, снесли, что было, построили жилой дом с магазином и являются собственниками не только квартир, но и 1/9 магазина, и 1/9 земли каждый. Гараж вот только всего на 9 машин - так что недостаточная круть воронежцев находит адекватное отражение и в архитектуре.

Поэтому гораздо лучше выглядят вещи простые и скромные, как, например, музей Отечественной войны в Уфе: треугольный в плане (что мотивировано, как и полагается, ситуацией), облицованный сверху красным, а внизу серым гранитом. Решение чистое, потому и построено стремительно: начав проектировать в августе 1999-го, к апрелю 2000-го сдали. Да и фамилия архитектора правильная - Винкельман. А волгоградец Никишев - явно близкий родственник Бернара Чуми. В его клубе все красное, все летит и падает, вход кольцом, так что парижские беседки парка Ля-Вилетт кажутся на его фоне флегматичной причудой буржуа, а тут еще и место соответствующее: площадь Чекистов!

Перепевают не только западных мэтров, но и отечественных. Петербуржец Геннадий Челбогашев выставил проект офисного здания, которое повторяет (но, увы, не развивает) любимые ходы Александра Асадова: далеко вынесенные, изогнувшиеся крыши, подпираемые металлоконструкциями, плоскости, врезающиеся одна в другую, глухие стены с маленькими окнами.

Сам же Асадов опять ничего не показал, зато есть очень эффектный проект фондохранилища Исторического музея в Крутицах, принадлежащий Асадовым Марине и Андрею и Ольге Морозовой. Работа эта выполнена в стенах МНИИПа, и надо сказать, что этот институт отдувается на "Зодчестве" один за всю Москву. Тут есть и хозкорпус АО "Лужники", и спортивный комплекс на Стромынке, и радикально полукруглый объем здания инженерных служб метрополитена на улице Гиляровского, и авиапарк на Ходынском поле, и футбольный стадион "Локомотив" (третья премия в разделе "проекты"). А также атриум Пушкинского музея, у которого появился теперь серьезный конкурент - Гостиный Двор, который и повезли в первую очередь показывать приезжим зодчим.

Есть еще лицей Юрия Ильина-Адаева и Александра Локтева (который уже прошел во второй тур московского смотра "Золотое сечение", а тут получил вторую премию), есть школа для аутистов Андрея Чернихова (уже победившая на весеннем фестивале интерьера), есть "Ростелеком" Юрия Коновалова на Тверской-Ямской (сталинский кубик снаружи и умопомрачительный атриум внутри), есть очередные космические прибамбасы Юрия Виссарионова, гаражи и автостоянки Моспромпроекта, есть очень красивый - под Баухауз - проект жилого дома в Бутове (бюро Manipulazione Internazionale). Но в целом ситуация такая же, как и в прошлом году: у москвичей своя свадьба, она называется "Золотое сечение", и сражаться с провинцией ей неинтересно.

А если в прошлом году хоть какая-то интрига создавалась конкуренцией Питера и Нижнего, то в этом северная столица сдалась заранее. Пара таунхаузов, пара метростанций, реконструкция Малой Садовой улицы (дом, улица, фонарь, скамейка), очередная лажа от Евгения Герасимова (жилой дом на Тверской), да молодежный центр "Бада-Бум" в Шувалово (архитекторы Наталия и Сергей Трофимовы). И если в его экстерьере есть еще хоть какая-то игра ("на здание упала летающая тарелка" - сообщают авторы), то внутри - банальный Дом культуры. И хотя по правде-то с десяток премий разного калибра Питер взял, но все они выглядят как плоды банального размена: Иркутску дали, Анапе дали, даже Краснотуринску дали - как же северной столице не дать?

Короче, победа Нижнего Новгорода очевидна и законна. Мы уже подробно рассказывали об этих постройках (а не проектах, что тоже немаловажно) на полосе "Архитектура" ("НГ" от 18.02.2000). Абсолютно законное первое место взяла вторая очередь банка "Гарантия" (архитекторы Александр Харитонов и Евгений Пестов). Не менее законные второе и третье - реконструкция Театра комедии (Пестов/Харитонов) и жилой дом на Звездинке Виктора Быкова. Славный хай-тек в лице торгового комплекса на Покровке (бюро "Архстрой") удостоился лишь поощрительной премии, зато второе место в номинации "проекты" получил торговый комплекс Евгения Пестова. Это еще один новый поворот в работе лидера: простейший план, зато на фасаде - композиция в духе Пита Мондриана. Ясно, что Нижний преодолел прошлогодний кризис, связанный со смертью лидера школы Александра Харитонова и конфликтом с мэром города. А сама по себе "нижегородская модель" - когда город строится не "моспроектами", а исключительно силами маленьких бюро на деньги собственных инвесторов и собственными же строителями - остается предметом зависти всех российских зодчих.

Говорят участники конкурса

Евгений Пестов, лауреат первой премии в разделе "Постройки" и второй - в разделе "Проекты":

- Прогресс, пусть небольшой, но есть. Меньше стало ретро, стилизаторства, больше смотрим за мировой архитектурой.

Марк Рейнберг, член жюри, обладатель Гран-при "Зодчества-99":

- Шедевров среди построек нет. Но есть положительная тенденция: улучшается качество построек, особенно в провинции. Так что лет через десять у нас будет хорошая архитектура, которую будет не стыдно напечатать и в западном журнале. А что касается скромности петербуржского участия в нынешнем конкурсе - так у нас действительно очень мало строят. По сравнению с Москвой-то...

Виктор Быков, абсолютный чемпион "Зодчества-2000" (четыре приза):

- Идет какое-то утяжеление архитектурных форм. Я не против декора, но по-настоящему красивого мало. Мы же стараемся творить в чистоте и ясности. И я думаю, московские критики погорячились, когда написали об агонии нижегородского зодчества. Тот уровень, который мы набрали, та коллективная борьба за качество - все это осталось. Мы так разогнались, что остановиться уже не можем.

Александр ДехтЯр, бюро "Архстрой", Нижний Новгород:

- Насколько триумф Нижнего на "Зодчестве" адекватен реальной ситуации в городе и не есть ли он лишь последний всплеск былой славы? Нет, конечно. Харитонов действительно цементировал ситуацию, но благодаря ему выросло целое поколение, а за ним подрастает следующее. Главного архитектора в городе по-прежнему нет, нет и Градсовета, но это не большая беда. Есть Координационный совет, а главное - есть привычка подстегивать друг друга. Есть, конечно, и некоторое своеволие городской администрации - правда, в вопросах градопланировочных, типа отвода участков. Но пока не было случая, чтобы не дали построить хороший дом. И не было случая, чтоб заставили построить плохой.

Андрей Боков, обладатель главного приза "Зодчества-98":

- Конечно, архитекторы знали и лучшие времена. Но, сознавая, что всякие сравнения сегодня не в нашу пользу, мы видим и много отрадного. В том числе и на этом фестивале. Во-первых, честное судейство. Во-вторых, членам жюри было из чего выбирать. В-третьих, есть всеми признанный лидер - Нижний. И замечательно, что новые работы нижегородцев - это не повторение пройденного. Это подтверждение того факта, что если в одном конкретном месте создаются нормальные условия для функционирования профессии, то и дальше все будет хорошо. Что, увы, недостижимо в Москве. Качество архитектуры впрямую связано с тем, сколько нам платят. Надеюсь, что на V съезде Союза архитекторов прозвучат нужные слова на эту тему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
720
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
949
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
779
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
630

Другие новости