0
899
Газета Культура Интернет-версия

12.09.2000 00:00:00

Маленькие радости буддизма

Тэги: Япония, балет, ГАБТ, театр


Собственные спектакли начнутся в ГАБТе лишь 15 сентября. "Мертвый сезон" начала осени отдан репетициям и выступлениям японского балета с европейским названием. Это вполне разумный шаг со стороны Большого театра, тем более что все расходы по гастролям взяла на себя японская сторона. Выступления прошли в рамках ставшего уже традиционным фестиваля "Японская осень" в России.

"Шамбр вест" по-французски означает "западная комната", это словосочетание - производное от места базирования в Японии, к западу от центра Токио. Труппа существует 12 лет, занимается, по уверению пресс-релиза, "новой трактовкой классических балетов" и выпускает еще оригинальные балеты в постановке худрука Хироаки Имамура (совместно с главой балетной школы при "Шамбр вест" Юрико Кавагучи, они же ведущие танцовщики). Коллектив завоевал популярность у себя на родине выступлениями на открытом воздухе, что, в общем-то, не принято в Японии. Нынешние гастроли (кроме Москвы, еще Таллин и Петербург) - первые зарубежные. В Москве было показано три балета: "Сайге под моросящим дождем", "По дорогам" и фрагменты из балета "Небесная поэма", считающегося самым популярным "хитом" труппы и удостоенного в Японии различных призов.

Судя по увиденному, эстетика "Шамбр вест" достаточно проста: она есть следствие большой любви японцев к европейскому балету. Берется национальное содержание (легенда, сказка, религиозная традиция) и облекается в западную форму (классический танец). Последний спорадически сочетается с вкраплениями танца японского. То же - с музыкой: древняя игра на барабанах вместе с мягким европейским роком и его ударными. И с декорациями: задники с деревьями и кустами можно было бы смело ставить ко второму действию "Жизели". Учитывая, что первые уроки в сфере классического балета японцы получили полвека назад от советских наставников, неудивительно, что они склонны как к драмбалету, так и к танцевальным "обобщениям" того типа, что получили популярность у нас в 60-70-х годах. Разговор руками, набор основных па классики плюс танцовщики как аллегории - излюбленные приемы в балетах "Шамбр вест". Что касается исполнительского уровня труппы, то, при несомненной выученности и старательности артистов, их часто подводит несовершенная с точки зрения канонов классики форма.

Название спектакля "Сайге под моросящим дождем" заставило вспомнить о знаменитом средневековом поэте - буддийском монахе, много лет странствовавшем по Японии. А может, предложенное зрелище - эпизод из легендарного жития монаха Сайте, основателя Тэндай, одной из влиятельнейших японских буддийских сект. Странствующий герой балета укрывается от непогоды в неком доме, полном женщин, понимает, что это - проститутки, но проводит у них "загадочное время": беседуя с красивой хозяйкой, он погружается в видения, приближающие его к нирване (танец женского кордебалета вместе с персонажем по имени Сердце, двойником Сайге). Хозяйка при этом преображается в благородную бодхисатву, "открывающую ему истинную суть буддизма".В главной роли - специально приглашенный в труппу исполнитель традиционных танцев Ранко Фудзима, представитель знаменитой в Японии танцевальной династии. Фудзима демонстрирует особенности традиции: позы-каты на полусогнутых ногах, работа с веером, мелкие шажки, условное для нас, но буквальное для японцев пластическое изображение текста ( в данном случае - рассказ о своей жизни), танец не столько рук и ног, сколько рукавов и подола кимоно. Смотрится эффектно, особенно при сравнении с тривиальной классикой кордебалета, передвигающегося по сцене в па-де-бурре со вскинутыми к небу руками.

Балет "По дорогам" - отражение восточных представлений о мире как вечном круговороте взаимосвязанных понятий. "На земле зарождается и растет зелень. Зелень питается водой. Гармония земли, зелени и воды дает всему живому покой, тишину и радость". Эти тезисы иллюстрируются группами танцовщиков в зеленом, коричневом и голубом. Они образуют круги (символ вечности), которые то рассыпаются на дуэты и соло, то вновь собираются, чтобы в финале застыть в пирамиде - апофеозе. С точки зрения классического танца это похоже то на Вальпургиеву ночь без экстаза, то на парафразы известных балетов: от сцены с баядеркой, укушенной змеей, до эпизода из "Спартака".

Обеим постановкам зрительный зал подарил лишь вежливо-жидкие аплодисменты: российского зрителя трудно пронять буддийскими идеями. Третий балет, "Небесная поэма", был принят более благосклонно, что неудивительно: наша балетная публика любит сказочные мелодрамы с классическим танцем и пантомимой, именно на таких балетах она и воспитана. Здесь рассказана любовная история с печальным концом. Земной юноша полюбил дочь небесного царя, не выдержал назначенных царем испытаний и был разлучен с возлюбленной, но слезы этой пары обратились в звезды, где раз в год несчастным дозволено видеться. Балет обладает красивыми костюмами (особенно одежды небесного царя), эффектной сценографией (облака на светлом небе и звезды на темном) и зрелищными комбинациями массовых танцев. Небесная героиня летает на тросах, а спустившись на землю, плывет в арабесках или восседает в поддержке "стульчиком" на плечах героя. Герой мужественно прыгает и держит партнершу во время вращений. Признание в любви выражается прикладыванием руки к сердцу, а предложение потанцевать - коловращением обеих рук в воздухе. Японский религиозный подтекст (типа происходящего по ходу действия разрушения круга на небе) прочитывается нашим зрителем как занимательная мизансцена стрельбы из лука. Возможные робкие возражения критиков насчет вливания нового вина в старые мехи застревают в горле. Есть более интересные занятия: на спектаклях "Шамбр вест" можно, например, подумать, как соотносятся пантомимные жесты классического балета с ритуальными сплетениями пальцев в магических жестах буддизма и синтоизма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
803
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
939
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1312
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1053

Другие новости