0
1734
Газета Культура Интернет-версия

01.09.2000 00:00:00

Структура русской фотографии

Тэги: интерфото, фото, фотография


Мать сербского ополченца. Фото, занявшее второе место по разделу "Люди и новости" на конкурсе "Пресс-фото России-2000".
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

"ИНТЕРФОТО" - фестиваль, который прошел в Новом Манеже. Его аудитория - профи прежде всего: фотожурналисты, редакторы, студенты и все-все-все с приставкой фото-. О высокой планке говорила цена билета (150 рублей для обычной аудитории). О предназначении - система целевых скидок для тех, кто пришел на фестиваль заниматься делом.

"Интерфото, Инк" в 1994 году придумали два американца: Люшен Перкинс и Билл Сверси. Оба работали в России как фотографы. Люшен Перкинс - штатный репортер газеты The Washington Post (США), победитель конкурса World Press Photo 1995 года, дважды лауреат премии Пулитцера. Билл Сверси - независимый фотожурналист и корпоративный фотограф. Благодаря им Московский международный фестиваль профессиональной фотографии (с 1995 ежегодный) стал обычным событием.

Общество - это инфраструктура. Развитие социального пространства определено той степенью связей, которые возникают между разными его уровнями. После краха СССР советская система фотографии находилась в затяжном кризисе: старые связи разрушились, новые не были упорядочены. "Интерфото" стало одним из ключевых механизмов при формировании нового многомерного пространства. Соединяя русских фотографов с международными конкурсами, приглашая западных фоторедакторов в наши пенаты, основатели фестиваля добились постепенно того, что московская репортажная школа вновь ценится на мировом рынке. Ляля Кузнецова - имя, малоизвестное до "Интерфото". Сегодня она признанный мастер женской фотографии, лауреат престижной премии Мозер Джонс.

"Лучшая фотография года" устанавливает приоритеты. В центре фестиваля - ежегодный конкурс профессионалов. Победители выставляются не только в России. Репортаж - именно то, с чем встречается массовый зритель на страницах газет и журналов. Репортер создает конкретный образ реальности исходя из заказа доминирующих социальных групп, с расчетом на немедленную публикацию и гонорар. Как мастерство в "репортерской фотографии" ценят сочетание профессионализма с новизной приема, актуальной темы с дополнительным метафорическим значением, которое может приобрести созданный репортером образ. Сегодня в центре общественного внимания - Борис Березовский. Его портрет победил на конкурсе. Гран-при - у Алексея Сазонова.

Камера-обскура - прототип фотоаппарата. Вернее, издревле известный механизм, с помощью которого можно перенести изображение без его закрепления. Леонардо да Винчи применял ее на пользу изящным искусствам. Кодекс Атлантикус (Kodex Atlanticus) - сборник гениальных прозрений, в котором он описал действие этой камеры, дал название фирме "Кодак" (так Джордж Истмен, основатель фирмы, изменил слово "кодекс"). Нисефор Ньепс соединил химическую технологию с этим оптическим прибором: так родилась фотография. "Камера-обскура" - подзаголовок "Интерфото-2000": презентации мастеров, просмотры портфолио молодых, практические семинары и мастер-классы. И выставки. Но самое интересное - те новые проекты, которые связаны с фестивалем.

Сергей Борисов - член жюри конкурса "Пресс-фото России-2000". Как фотограф он стал известен в начале восьмидесятых благодаря съемкам музыкантов. Его фотографии в тогдашней Москве перевернули представление о том, как нужно работать с рокерами. В конце этого десятилетия он открыл для себя мир современного искусства. Его портреты художников - хрестоматийны; Вадик Монро рядом с собственной картиной - один из лучших борисовских портретов. Ню Борисова стали темой для небольшой персональной выставки, приуроченной к "Интерфото": портрет Монро в центре экспозиции. Галерея "Точка" - борисовский проект. "Точка" - это дочка" - так шутит куратор галереи (дочка Борисова). Сама галерея расположена в подвальчике неподалеку от Кремля. Мини-выставки, никаких претензий на "большой стиль".

Николай Свищев-Паола - классик русской фотографии первой половины XX века. "Арт-коллегия" - новая галерея, чья первая выставка была представлена зрителям на "Интерфото". Современные отпечатки были сделаны с негативов Свищева, хранящихся в галерейном собрании. Малый тираж (3 экземпляра каждого снимка), хорошее качество печати и рам - галеристы рассчитывают хорошо продать эти работы. Ню Свищева-Паолы - гимнастические и танцевальные этюды: обнаженные женщины отсняты на темном фоне в причудливых позах. Следующий галерейный проект - первый CD ROM по истории русской фотографии, который вскоре будет выпущен в свет.

Переход от эпохи кураторов к эпохе галерей свершился на наших глазах. Еще 5 лет назад галерея была одна - Фотоцентр, наследник советской системы фотографии. Маленькие галереи существовали как индивидуальные проекты, то есть зависели исключительно от активности отдельных людей. Характерный пример - "Среда" - кураторский проект искусствоведа Татьяны Салзерн (название было весьма условно, оно происходило от журнала "Среда", при котором галерея некоторое время формально находилась): проект, увы, канул в Лету. Сегодня в Москве уже сложилась сеть галерей, которая значит больше, чем частные инициативы отдельных кураторов. Существование этой сети свидетельствует о качественно ином развитии инфраструктуры. Оно является одним из признаков того, что механизм художественного рынка начал реально работать в системе московской фотографии.

Галерее "ФотоImage" исполнилось 5 лет. В Петербурге в Музее нонконформистского искусства проходит выставка, посвященная юбилею. В знаменитом сквоте на Пушкинской, 10, можно увидеть работы тех, кто сделал питерскую фотографию такой, какая она есть: Виленский, Китаев, Мохорев, Чежин и десятки других выставлялись в галерее. Дружеский круг - одно из самых продуктивных понятий в истории искусства. "ФотоImage" - самый яркий в России девяностых пример галереи-фотокружка: она дала сильный толчок тем, кто участвовал. Некоммерческая галерея - не столько механизм продажи искусства, сколько механизм его развития и пропаганды. "ФотоImage" никак напрямую не связан с "Интерфото", но вот и Андрей Чежин собственной персоной приехал посмотреть выставку в Новом Манеже; вот и Дмитрий Пиликин, куратор "ФотоImage" приехал посмотреть "Интерфото"...

Самая первая выставка в галерее XL несколько лет назад была фотографической. XL любит концептуалистов, для которых фотопроекты являются не основным, хотя и возможным способом художественного выражения. Айдан-галерея пропагандирует эстетизм в варианте Тимура Новикова и Ольги Тобрелутс. Эти галереи нельзя назвать фотографическими, но они представляют фотографию так часто, как ни одну другую технику современного искусства. Так новая московская фотография занимает свое место в художественном контексте.

Photographer.ru - новый сервер, целиком посвященный фото. "Фотография и Интернет: фотографическое содержание сети Интернет, архивы, агентства, электронные средства массовой информации" - доклад, сделанный на "Интерфото". Фотожизнь в Москве разнообразна: сферы влияния не поделены до конца, но векторы интересов уже определены. Так, к примеру, интересы репортажных фотографов обслуживает в основном "Интерфото", а фотографией как современным искусством занимаются в основном Московский дом фотографии. Фотобиеннале - другой фестиваль, с иными целями и задачами, что не случайно: его развитие шло в те же годы, он стал другим центром притяжения в новой сети постсоветской фотографии.

Репортаж развивался в Советском Союзе как основное направление деятельности фотографов-профи. Ежегодные World Press Photo (в которых участвуют россияне) подчеркивают особенный статус профессии, братство репортеров поверх границ. Быстрые перемещения, большая опасность, редкая удача - аура профессии, которая сближает. "Интерфото" - новая точка притяжения для профессионалов. Новое свидетельство того, что мир репортеров не замкнут на себя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Анастасия Башкатова

Проваленная ранее Концепция долгосрочного развития вновь приобрела актуальность

0
1250
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
1198
В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

Ольга Соловьева

Население не видит смысла в самостоятельных долгосрочных накоплениях

0
1410
Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Михаил Сергеев

Обсуждения базового финансового документа пройдут с прямой трансляцией в интернете

0
1223

Другие новости