Анатолий Ромашин.
Фото С. Птицина
ВЕЧЕРОМ, 8 августа, на своей даче под г. Пушкино Московской области в результате несчастного случая погиб народный артист России Анатолий Ромашин. На известного актера неожиданно упало дерево, которое он в тот момент срезал бензопилой. Анатолию Ромашину было 69 лет. В последние годы он играл в московском Театре Луны под руководством Сергея Проханова - молодой театр потерял теперь своего лучшего актера.
Сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1959 году уроженец Ленинграда Анатолий Ромашин стал служить в Театре имени Маяковского, в 84-м ушел, чтобы снова вернуться на два года в 90-м. В театре Маяковского его лучшими ролями стали Клим Самгин и Голубков в постановках Андрея Гончарова "Жизнь Клима Самгина" по роману Максима Горького и "Бег" по пьесе Михаила Булгакова.
Список его киноролей очень велик - он был из тех советских актеров, которым именно кино составило настоящую всенародную славу. Его узнавали на улицах прежде всего как исполнителя роли Николая II - это был один их первых гуманистических образов последнего русского царя в советском кино. В фильме Элема Климова "Агония" о Григории Распутине, запрещенном и некоторое время пролежавшем на полках, он сыграл Николая II слабым, трусливым, но человеком с его страстями, личной жизнью и семейными проблемами - зрителям запомнились жутковатые кадры, где царь стреляет дробью по воронам. Здесь содержался тот самый гран человекоподобия, который требовался для того, чтобы поменять в общественном сознании советского человека карикатурный образ царя на жизненный, близкий к подлинному. По иронии судьбы в 1963 году, в самом начале своей карьеры, он сыграл роль Феликса Дзержинского в фильме "Именем революции". Играл он небольшие роли и в фильмах Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова" и "Неоконченная пьеса для механического пианино".
Анатолий Ромашин, особенно в последние годы жизни, уже в возрасте, казался идеальным актером на роли русских интеллигентов - и подлинных, и опустившихся, и слабых, и даже "неопределившихся" советских интеллигентов. И в его творческой судьбе было немало таких ролей. Но, увы, в эти самые последние годы ни кинематограф, ни театр не использовали его редкие актерские данные для такой миссии - и порой кажется, что причину этой невостребованности следует искать в том, что светлый и грустный образ, воплотившийся в рисунке лица и внешности Анатолия Ромашина, просто перестал быть нужен российскому искусству.
Анатолий Ромашин будет похоронен предположительно на Ваганьковском кладбище. Панихида пройдет в пятницу в Доме кино.