Сцена из фильма "Парни не плачут".
ПРОГРАММА Петра Шепотинника - остров безопасности в хаотичном фестивальном потоке. Здесь по крайней мере всегда есть уверенность в том, что если даже и будет замена, то измены не наступит. Концептуальная обоснованность программы, очевидно синефильские пристрастия ее родителя плюс уютные кресла-пуфики эстетского кинозала Московского дворца молодежи - вот слагаемые самой удачной и беспроигрышной фестивальной программы, билеты на которую спрашивают с субботы уже на вторник.
В прошлом году француженка Катрин Брейя буквально взорвала фестивальную прессу своим "Романсом". Фильм-рефлексия женщины, медленно и аналитично разжевывающей зрителю свои сексуальные переживания, произвел такое сильное впечатление на страдающего сексизмом русского зрителя, что исполнительницу главной роли актрису Каролин Трусселар позвали в этом году "судить" Московский фестиваль. Если и впредь организаторы фестиваля будут следовать подобной логике, то у исполнительницы главной роли в фильме "Парни не плачут" Хилари Суонк есть все шансы попасть в жюри следующего.
Сравнение с "Романсом" совсем не случайно. Так получается, что самое жесткое кино сейчас снимают женщины. Пока мужчины привычно играют в свои традиционные мужские игрушки, женщины вовсю оккупируют запретную зону, пограничную для обоих полов. И если Брейя традиционному мужскому вопросу "Каково нам с ними?" противопоставила аналогичный женский "А каково же нам с ними?", то американка Кимберли Пирс поставила проблему еще жестче: "А что, если вовсе без них?".
В основе фильма Пирс лежит документальная история о девушке, осознавшей себя юношей. Девушка не стала дожидаться милости от врачей: коротко остриглась, перетянула грудь эластичным бинтом, вооружилась фаллоимитатором и отправилась покорять женские сердца. Вышло у нее все более чем удачно. Женские сердца просто выпрыгивали от восторга при виде доброго, красивого, сексуального и к тому же понимающего женские проблемы. На фоне тупого быдла, в роли которого в фильме Кимберли Пирс выступают, естественно, мужчины, мальчик-девочка Брэндон Тина (Хилари Сунк) выглядит тем самым прекрасным принцем, о котором мечтает каждая нормальная провинциалка, коротающая жизнь за фасовкой шпината.
Но мужской мир не дает так просто себя изолировать и тем самым разрушить (надо отметить, что противопоставление женской цельности и мужской недостаточности проходит красной нитью через все сложные сюжетные перипетии). Девушку разоблачают и разбираются с ней по-мужчински: сперва насилуют, потом и вовсе убивают. И если ей еще могут простить флирт с подругой, то вот ношение накладного фаллоса - никогда. Но неожиданность сюжета вовсе не в сцене сексуальной экспертизы (которая точно получила бы высший бал у создателя "Идиотов" Ларса фон Триера), а в том, что после нее ничего не меняется. Потому что девочки остаются с мальчиком, пусть даже он и девочка. А быть может, даже именно потому, что он девочка. И тогда мужской мир идет на женский войной и временно побеждает.
Собственно, все могло бы быть сведено к простому моралите на тему, что в мире, где социальные нормы диктуют мужчины, важнее, что у тебя в штанах, а не в душе. То есть все тот же сексизм, только в более радикальном женском изводе. Но у фильма есть два внесюжетных достоинства - это игра актрисы Хилари Суонк и его стилистическая сделанность. Что касается первого, то премия "Оскар" - лучшее тому подтверждение. Хилари, прежде известная лишь как исполнительница второстепенных ролей в сериалах типа "Беверли Хиллз 90210", одинаково хороша и в роли эпатирующего мальчика, и в роли страдающей сексуальными расстройствами девочки. Стилистически же фильм "Парни не плачут" - идеальный пример того влияния, которое оказала "Догма" на мировой кинематограф. Жесткий натурализм, резкий ритм, впечатляющая экспрессия камеры - всем этим джентельменским набором Кимберли Пирс распоряжается по-женски нерасточительно и вполне грамотно. После фестиваля картина "Парни не плачут" пойдет в широком прокате.