0
1572
Газета Культура Интернет-версия

15.06.2000 00:00:00

Даешь российский Голливуд!

Тэги: Кинотавр, кино, фестиваль


ПО ФЕСТИВАЛЮ гуляет шутка, что "Кинотавру" в самый раз сменить имя на "Кримитавр". Четыре дня подряд на конкурсном экране соревновались триллеры, один круче другого. "Затворник" Егора Кончаловского показался невинным цветочком на фоне "24 часов" Александра Атанисяна. На протяжении полутора часов убийцы убивают убийц, а руководит процессом респектабельный "мэн" по кличке Генерал в исполнении Георгия Тараторкина. Команда таинственного мафиози отслеживает всех и вся по компьютерной системе - точь-в-точь как в центре управления космическими полетами. В роли киллера, которого заказала мафия, - Максим Суханов, неотразимый и убедительный. Парик, которым он для конспирации прикрывает бритый череп, - деталь, неожиданно театрализирующая кровавое действо.

И все-таки "Чек", режиссерский дебют двух солидных кинодраматургов Александра Бородянского и Бориса Гиллера, кое в чем переплюнул соперников. Тут в кровавых разборках наравне со взрослыми участвуют дети - девочка с ухватками бывалой гангстерши и мальчик - компьютерный гений, нуждающийся в срочной операции. Весь сыр-бор именно из-за него. Дядя мальчика, полковник милиции (поп-звезда Николай Расторгуев), достал валюту на операцию, пойдя на сделку с мафией, но за чек на сумму в два лимона (баксов, разумеется) заплатил собственной жизнью. За чеком охотятся бандиты. Дети, уходя от преследователей, действуют на свой страх и риск, как партизаны в тылу врага. И, естественно, побеждают. Такой вот вариант "семейного" фильма. С перестрелками, трупами, стриптизом и даже с намеком на лесбийскую любовь.

Программная особенность триллеров и детективов нового поколения - отсутствие моральных оценок и рефлексии. У героев и у авторов. Как следствие возникает картина мира, где нет хороших и плохих, нет добра и зла, нет нравственной вертикали, а мера вещей - власть и сила. Считать ли этот факт эстетическим завоеванием или знаком нравственного одичания энд скорбного бесчувствия - вот вопрос, напрягающий критику. На мой взгляд, крен в сторону "чистого" жанра - еще и симптом нового эскапизма художественного сознания. Молодые режиссеры, как правило, сторонятся жизни, ее виртуальное подобие им милее и понятнее. Вот уж чего не скажешь про Алексея Балабанова, лидера нового кино. Его "Брат-2", переиграл всех. Легко и просто, под шлягерную музычку - без плейера, приобретенного еще в первом "Брате", Данила Багров (Сергей Бодров-младший) и шагу не делает.

Новая картина студии "СТВ" побеждает идеологическим оружием. Сформировавшийся в определенных слоях общества социальный заказ наконец-то принят и осуществлен. Прибавьте к этому абсолютное обаяние исполнителя заглавной роли. Десятки изощренных убийств на счету героя, а на челе его курносом не отразилось ничего. Кроме незамутненной веры в правоту дела, которое он делает. Здесь и сейчас. Добро должно быть с кулаками.

"Казус Бодрова", открытый в "Кавказском пленнике" и изумивший, помнится, самого Бодрова-отца, первооткрывателя, в "Брате-2", используется изощренно и талантливо, но, увы, вовсе не в мирных целях. Даниле Багрову, санитару общества, на сей раз поручено не только в очередной раз восстановить социальную справедливость - наказать нечестного чикагского бизнесмена, гнусно обманувшего нашего хоккеиста. Тут бери выше - симпатяга киллер стоит за честь отечества, за патриотическую идею. И шлягер "Прощай, Америка!", под который на рубеже 90-х исходило неясной лирической тоской по несостоявшемуся generation "П", здесь перекодирован с точностью до "не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна". Короче: Америке - "кирдык", как и обещал Данила-терминатор в "Брате-1". И тут кончается искусство и тяжело дышат в затылок почва и судьба.

Отсутствие всякого понятия о политкорректности у героев картины объяснимо, они люди темные, академиев не кончали. Но как обстоит с "корректностью, мать ее, полит" (цитата из сочинского опуса Игоря Иртеньева) у автора? Иными словами - играет ли он на темных шовинистических инстинктах ради коммерческого успеха или это случай авторского исповедания? Впрочем, вопрос из ряда риторических.

Трудно было придумать более выигрышный фон для премьеры "Дневника его жены" Алексея Учителя. Требовалась компенсация после агрессии экстравертных жанров, и публика ее получила. Мелодрама в изысканных интерьерах, упоительная картинка (оператор Юрий Клименко), постановочная культура плюс ностальгия и светлая печаль. Ах, Россия, которую мы потеряли┘ где ты? Фильм по мотивам биографии Ивана Бунина, вопреки тревожным ожиданиям, сложился. Автор идеи и сценария Дуня Смирнова подарила отцу, Андрею Смирнову, роль, которую только он и мог сыграть конгениально - как говорили в старину. Внешнее сходство Андрея Сергеевича с нобелевским лауреатом давно было замечено внимательными современниками, но совпадение исполнителя с внутренним обликом своего героя, точнее, наших о том представлений, оказалось едва ли не откровением. Великолепна Галина Тюнина в роли Веры, жены писателя. Хорош актерский ансамбль в целом. Такое впечатление, что - в контексте конкурса - "Дневник его жены" может претендовать на одну из главных наград "Кинотавра".

Странно, что критика доброго слова не сказала о "Русском бунте" Александра Прошкина. Постановочное кино с эпическим замахом, слишком красивое, в меру кровавое, в меру сентиментальное, с замечательной актерской работой Сергея Маковецкого (Швабрин) и, увы, с неудачей Владимира Машкова в роли Пугачева. Как всякая очередная экранизация классика, который был и остается "нашим всем". Да за одну только отвагу экранизировать "Капитанскую дочку" Прошкин уже был достоин награды.

Режиссер сурово обошелся с образом Пугачева, лишил его харизмы. Грозный народный вождь показан глазами Савельича - тот, как известно, не мог простить супостату заячьего тулупчика. Противоречия между историей, мифологией и психологией сплетаются на экране в конфликт, эстетический и смысловой. Тем не менее зрителю нравится поставленная с размахом историческая сказка. Что и было сверхцелью проекта студии "НТВ-профит". Пакет фильмов, представленных студией на конкурс "Кинотавра", определил его жанровый акцент. Наш простой российский Голливуд, засветившийся на сочинском экране, намерен всерьез соперничать с оригинальной голливудской продукцией в борьбе за нашего зрителя.

Одним из последних в соревнование вступил фильм "Вместо меня" Ольги и Владимира Басовых. Любопытный замысел Виктории Токаревой в режиссерской трактовке претендует на философские размышления. Герой-эмигрант (неувядаемый, надо сказать, Олег Стриженов) заложил фундамент своего состояния ценой отказа от человеческого достоинства. И теперь, совершая прощальный вояж на историческую родину, искушает молодого театрального режиссера (Сергей Безруков), обещает щедро оплатить его унижение. Очень жаль, что фильм, по сути дела, так и не начинается, буксуя на месте подобно инвалидному креслу, в котором совершает пируэты жестокосердый русский иностранец.

Последний конкурсный показ - "Зависть богов" оскароносца Владимира Меньшова - поставил сакраментальную точку в конце. До премьеры, состоявшейся на "Кинотавре", картину практически никто не видел. Режиссер просчитал верно: мелодрама с покушением на эротику, а также на историзм и эпический размах застала зрительный зал врасплох. Таких откровенных любовных сцен на отечественном экране лично я не припомню. И не думала не гадала, что король мелодрамы русского розлива так решительно пойдет в направлении "Последнего танго в Париже". Хотя первое название картины - "Последнее танго в Москве" - явно намекало на такую возможность.

Добропорядочная жена, мать и редактор телевидения без памяти и безоглядно влюбляется во французского журналиста, аккредитованного в Москве. Оцените режиссерский радикализм: главную роль неверной жены и страстной любовницы Меньшов поручает Вере Алентовой, собственной супруге. И выбирает ей в партнеры не примелькавшегося на экране театрального актера Анатолия Лобоцкого. Знакомство героев поручается самому Жерару Депардье. Эпизод с его участием в роли ветерана легендарной эскадрильи "Нормандия-Неман" как бы удостоверяет всамделишность французского любовника в образе русского актера.

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1176
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1227
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
548
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
804

Другие новости