0
1263
Газета Культура Интернет-версия

16.05.2000 00:00:00

Мусор оперы

Тэги: Макбет, Геликон, театр, спектакль


Так поют в "Геликоне".
Фото Михаила Гутермана

ИНТЕРЕСУЮЩИЕСЯ знают, что в театральной истории есть "проклятые" сюжеты, приносящие несчастья тем, кто их играет. 400-летняя практика бытования шекспировской трагедии на театре скопила целый свод дурных примет и печальных последствий, предостерегающих от "Макбета". В английской закулисной среде вы, например, никогда не услышите, чтобы кто-то произносил слово "Макбет" вслух - говорят (как про черта) "эта пьеса". Однако, несмотря на все мистические страхи человечества, как шекспировская трагедия, так и опера маэстро итальянской революции всегда были в ходовом репертуаре. Но только не в нашей стране. Что касается оперы, то тираноборческая партитура Верди, созданная в 1847 году, сначала была запрещена царской цензурой по политическим причинам до 1862-го, и российская премьера в Итальянской опере Санкт-Петербурга семью годами раньше состоялась под названием "Сивард-саксонец" и с благостным либретто. В сталинские времена "Макбет" не мог быть поставлен из тех же режимных соображений, к тому же он выглядел как-то не по-советски мрачно. Первооткрывателем оперы в СССР в начале 80-х стал, представьте, самый обычный Куйбышевский театр, в котором была замечательная леди Макбет - экспрессивная красавица, настоящее вердиевское сопрано Светлана Чумакова; а чуть позже "Макбета" поставили аж в Ашхабаде. Думал о "Макбете" и Евгений Колобов, но замыслы, увы, не стали реальностью. Так что нынешняя постановка "Геликона" - первая в Москве.

В основании оперы лежит трагедия Шекспира. Но кому-то из нынешних зрителей "Макбета" увидятся актуальные аллюзии (война в Чечне, etc.) или, как Борису Пастернаку, параллели из "Преступления и наказания" Достоевского, кому-то - бетховенская схема "от мрака к свету", однако без того солнечного апофеоза, каким встречает нас финальная Ода к радости в Девятой симфонии. В "Макбете" темное царство сломлено, но и свет не торжествует - слишком мало сил осталось в изматывающей борьбе с "пузырями земли". "Макбет" - опера трех цветов: красного, черного и золотого. Золотой - цвет всего королевского, запретный оттенок любви к власти. Черный - цвет ведьм-искусительниц, воплощенное зло мира. Весь этот ад вселяется в слабую душу Макбета и делает ее такой же черной, как полночный сумрак, в котором вращается неустанное колесо убийства. И, наконец, красный - цвет крови, венец преступления. В геликоновском спектакле цветовая гамма расширена. Наряду с красным, черным и золотым художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева энергично пользуются болотно-зеленым. Это цвет защитной солдатской формы, в которую одеты главные мужские персонажи, и сетки, которые сдвигаются-раздвигаются, как занавески, долженствуя изображать Бирнамский лес и прочие стихийные силы. Клетки и прочий конструктивизм перешли сюда из "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. Дилогия о пагубной силе страсти закольцевалась.

Французский режиссер Дени Криеф, гармонично прижившийся в "Геликоне" со времен своей фрейдистской утопии про Иоланту в психушке, и на сей раз продемонстрировал стопроцентное владение геликоновским стилем. Актуализация старошотландского сюжета доведена до возможного предела, не говоря уже о таких как бы случайных совпадениях, как премьера в День Победы, вскоре после официальной инаугурации российского президента. Действие происходит как бы в наши дни. То на улицах столицы, то в резиденции главы государства, то на полях сражений на границе воюющих стран. Все приметы современной российской действительности налицо: ведьмы - проститутки с Тверской, наемные убийцы - бригады омоновцев, слуги в замке - мальчики-бармены, Макбет и Банко - два армейских функционера-карьериста, леди Макбет - домохозяйка-эмансипе (вроде новорусской жены) по последней моде, Макдуфф - богатый господинчик из "золотой молодежи" и так далее. При этом поют персонажи на итальянском языке про свое про шотландское стародавнее, хотя кто-то вполне справедливо возразит, что вечные идеи не зависят от географической и временной позиции. Если соскоблить со спектакля актуально-конъюнктурную махру, без которой, впрочем, "Геликон" немыслим, то и по сути своей, и по мизансценам режиссерское прочтение окажется весьма традиционным (нормальное оживление ремарок). Самый сильный перпендикуляр - это когда в финале вопреки Шекспиру на трон восходит не законный наследник короля Дункана Малькольм, а новая пара - "патриот" Макдуфф с придворной дамой. Короче говоря, спектакль посвящен теме "мусора истории". Что до средств, то Криеф делает из театра Верди "некий род оперного кабаре", "антиисторию о сексе и импотенции". А идея вечная и очень современная - нельзя слабому во власть.

Вопреки традиции музыкальная часть вышла сильнее, чем обычно, и что самое интересное - за счет культурной игры оркестра. Секрет прост - за пультом стоял главный дирижер Екатеринбургской оперы Евгений Бражник, маэстро с безупречной интерпретаторской репутацией, мастер звука как такового, симфонического развития и оперного аккомпанирования. Можно представить, как бы это все звучало, если б спектакль не выпускался в столь авральном режиме. Протагонистами в премьерном составе выступили Андрей Вылегжанин и Светлана Создателева (супруги Макбет), Владимир Огнев (Банко) и Николай Дорожкин (Макдуфф). Кто-то из них пел более успешно, кто-то - менее, но все вместе были равно далеки от Верди и от традиций итальянского пения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
762
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
943
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
864
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
864

Другие новости