0
1141
Газета Культура Интернет-версия

05.05.2000 00:00:00

Музыка мертвая и живая

Тэги: музыка, фестиваль, Плетнев


Михаил Плетнев.
Фото ИТАР-ТАСС

ДВА АБОНЕМЕНТНЫХ филармонических вечера, о которых пойдет речь, состоялись на двух главных (и издавна соперничающих меж собой) музыкальных площадках Первопрестольной: в Большом зале консерватории силами Большого театра была "прочитана" партитура вердиевского Реквиема, а в Концертном зале имени Чайковского сольным клавирабендом Михаила Плетнева, распрощавшегося со сладким бременем дирижирования и постепенно возвращающегося из оркестрового плена РНО на исполнительскую стезю, завершился фестиваль длиной в сезон "Новый век российского пианизма" (продюсер Игорь Беляев). Соединившись в один контекст по времени (день за днем), эти два концерта расположились на разных полюсах музыкальной вселенной и вызвали в воображении антиподные образы - музыки мертвой и музыки живой.

Прикосновение Большого театра к Реквиему трудно отнести к актам творческого порядка, легче - к какой-нибудь производственной надобности. Слова "вдохновение", "интепретация" и подобные им - тут лишние. Вкратце это равнодушное считывание нотного текста можно было бы описать достаточно прозаично: пришли в БЗК весьма квалифицированные сами по себе оркестранты, хористы, солисты, открыли папочки и по нотам воспроизвели текст Верди - и все. В принципе похоже на ситуацию в русских сказках, когда одной мертвой воды недостаточно для оживления героя. Именно живой воды и не оказалось в распоряжении дирижера Марка Эрмлера, чтобы оживить великую партитуру. Вознестись в заоблачные выси не удалось никому, за исключением, может быть, хора (руководитель - Станислав Лыков) в разделе "Dies irae". При наличии в потенциале неплохих исполнительских сил в результате Верди выходил утомляюще вялым, без фундамента и стержня. Формы расползались. Там, где требовалась динамика, ее не было. Там, где хотелось ну хоть сколько-нибудь трепета, его подменяло примитивное уменьшение звучностей. Темпы вязли. Гуманистическая заупокойная месса, исполняемая с нулевым по энергетике настроем, больше напоминала репетицию или экзамен по читке с листа. Почему именно это исполнение было решено посвятить жертвам чернобыльской трагедии - тоже непонятно. Случайность?

В квартете солистов, голоса которых слишком разные, чтобы сливаться в гармоничный ансамбль, более или менее приемлемый с точки зрения стиля (светская оперная манера в церковно-ораториальных одеждах), выглядел по-европейски глянцево, в меру культурно камерный вокал баса Аскара Абдразакова. Выразительно с точки зрения интонации и смысла старалась петь Ирина Долженко, правда, в этот раз ее несколько саднящее меццо звучало слишком сопраново, нижний регистр был оторван от середины и казался чересчур жестким. Пение тенора Бадри Майсурадзе, основанное на форсировании, напоминало эндокринно-гормональное бульканье, физическое преодоление, конечно же, мешало разговаривать с богом. Сопрано Елена Зеленская порадовала уж тем, что стала петь аккуратнее и тоньше, улучшила фокусировку и эстетические свойства звука и т.д. Но по большому счету она все же безысходно далека от понимания (не говоря уже о природном несоответствии) той возвышенной миссии, которую возлагает композитор на плечи солистки в своем Реквиеме - как и подавляющее большинство русских певиц, Зеленская не умоляла бога о милости, а с настойчивостью леди Макбет требовала и требовала. Ее сдавленный и слабый нижний регистр в "Libera me" был настолько за гранью представлений о прекрасном, что хотелось этого не слышать вовсе. Слушатели (среди которых было много профессионалов и знатоков и мало случайных людей; случайные ходят на другие концерты, к примеру, на Николая Баскова) скучали, кто-то даже возмущался. Наверняка многие сожалели о потерянном времени - продуктивнее было остаться дома и послушать тот же Реквием пусть и на CD, зато в апеллирующей не только к эстетическим, но и к душевным струнам трактовке.

Вердиевская месса стала теперь частым гостем на наших афишах, но, к сожалению, каждое ее исполнение в той или иной мере можно назвать профанацией и осквернением (заметим в скобках, что вариант Большого театра в этом списке далеко не самый печальный). Хочется спросить: зачем посягать на высокое, если нет сил взлететь? Зачем нам тратить время (и себя) на мертвую музыку?

Обратным примером - образцом живой музыки - может служить искусство Михаила Плетнева. Он играл в КЗЧ достаточно строгую и аскетичную программу: в первом отделении Шестую партитуру Баха ми минор и 32-ю до-минорную сонату Бетховена, во втором - четыре шопеновских скерцо. В артистическом облике пианиста нет ничего внешнего, никакого поверхностного лоска - полная погруженность в глубины музыки. Его Баха хочется слушать с закрытыми глазами, можно забыться и отрешиться. Не сочтите за красивые слова, но своими руками Плетнев умеет просветлять и врачевать усталые души. И этому чудодействию не смог помешать даже вконец изношенный рояль, который звенел и дребезжал как только мог. После исполнения официальной программы благодарная публика требовала бисов, на что пианист пожимал плечами и косился в сторону неверного друга-инструмента. Но все же, несмотря на усиливающиеся помехи, решился сыграть шопеновский ноктюрн. Аплодисменты не стихали, и тогда Плетнев вырвал самую злополучную струну, бросив ее к ногам рояля. Прощанием (и, наверное, прощением) стал бешеный темп знаменитого виртуозного этюда Мошковского. То, что Россия - страна плохих инструментов, известно давно и во всем мире. Но также всем известно, что есть у нас музыканты, которые и на таких инструментах умеют творить живую музыку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
767
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
953
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
872
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
871

Другие новости