Тихон Хренников и Ирина Архипова: мы очень любим оперу. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
АРХИПОВА уникальна. Доказательств не требуется даже для тех, кто ее не любит. Это вокальное (и социально полезное) долголетие выглядит как редкое исключение в железном своде законов природы. В свои 75 она умудряется вести не только импульсивный общественный образ жизни, но иногда даже петь в концертах и спектаклях - "не то что нынешнее племя", иные представители которого к сорока годам уже с изношенными голосами и потухшим взглядом. Для тех, кто хранит в памяти архиповские звездные моменты, конечно, очевидно, что многие краски в ее певческой палитре погасли, но всем ясно, что вопреки логике вещей сохранено главное - молодость и свежесть голоса. Голос Архиповой можно определить как русское бельканто. Ее Любаша, Любава, Марина Мнишек и Марфа - эталоны навсегда уходящей в небытие русской вокальной традиции, а ее Амнерис и Эболи были образцами идеального вердиевского стиля. Спору нет, наряду с Обуховой и Образцовой имя Архиповой уже вписано золотыми буквами в историю как главное русское меццо ХХ века.
Она сделала (и продолжает делать) фантастически много. В Большом пела со всеми великими, кого застала, - не только стандартный репертуар, но и такие экзотические партии, как Дьячиха в "Енуфе" Яначека, Княгиня в "Чародейке" Чайковского или Клитемнестра в глюковской "Ифигении в Авлиде". В 50-60-е она оказалась едва ли первой советской певицей, выступившей в оперных спектаклях по ту сторону "железного занавеса". С чем еще ассоциируется имя Архиповой? С огромным количеством камерных концертов, с уникальными романсовыми антологиями. С конкурсами Чайковского и Глинки. С оперными фестивалями в разных городах СНГ. С Союзом музыкальных деятелей, наконец. А дальше пусть каждый продолжит на свое усмотрение.
Празднование 45-летия творческой деятельности Архиповой, кажется, плавно перетекло из череды перманентных торжеств к 40-летию той же деятельности. Интересные события предвосхищают юбилей и тянутся шлейфом долгое время после. Вечный труд и вечный праздник идут рука об руку. Нынешний юбилейный пасьянс сложился в продуманную (а отчасти и импровизационную) колоритную композицию. В ноябре в Казани завершился очередной, Восемнадцатый конкурс имени Глинки, открывший двух супербасов нового поколения: Михаила Казакова и Вадима Лынковского. В декабре подоспело вручение премии критики "Casta Diva" - с формулировкой "За благодарное служение опере". Под Новый год - орден "За заслуги перед Отечеством" II степени. 1 января в БЗК на Международном фестивале православной духовной музыки Архипову нашла другая награда, от Русской Церкви - орден Святой благоверной великой княгини российской Ольги II степени. Далее последовала ответная гирлянда концертов юбилярши и серия музыкальных приношений в честь нее. В этих концертах Архипова выступила, скажем так, в амплуа генералиссимуса русского вокала. Она торжественно и чинно восседала на сцене (иногда в сопровождении знакового Бэлзы) и как заправский комментатор представляла молодежь и других. Кульминацией празднеств стало торжественное и несколько утомительное в своей продолжительности гала в Большом зале консерватории, завершившееся около полуночи.
Подобной гигантомании БЗК не испытывал, видимо, со времен десятилетней давности чествования Евгения Светланова (закончилось в полвторого) и с момента "возвращения" Ростроповича. Первые ряды партера были убраны, чтобы разместить Большой симфонический оркестр внизу, под сценой. На сцене, украшенной флор-дизайном, возвышался если и не королевский трон, то уж во всяком случае кресло Графини из "Пиковой дамы", которую Архипова из-за простуды не смогла спеть на своем юбилее в Большом театре 1 апреля (в день своего дебюта в этих стенах в 56-м году в роли Кармен). Опираясь на руку галантного пажа Бэлзы, под Коронационный марш она прошествовала к положенному ей трону. Впервые в жизни Архипова надела все (все, что уместились) ордена, медали и знаки отличия - на фоне строгого черного платья и ленты цвета морской волны они смотрелись куда как эффектно, как на каком-нибудь маршале армии. Не меньше впечатлял и "пейзаж" зала, в котором блистали бриллианты и бриллиантики государственной и культурной элиты. Помпа была отменная - в духе старых добрых времен, к которым принадлежит героиня, а может быть, и махровее. Все развивалось по хорошо отработанной схеме: поздравления, подношения, приветствия и телеграммы чередовались с музыкальными номерами. Часам к десяти, когда закончилось первое отделение, порог чувствительности восприятия у определенной части публики был достигнут. Слишком много шоколаду, сами понимаете, несладко, да и домой людям надо успеть добраться в свои спальные районы.
Серию поздравлений-выступлений на тему "я и Архипова" открыли лирические излияния российского магистра культуры Михаила Швыдкого, брат которого играл когда-то на трубе в знаменитом концерте Архиповой и органиста Олега Янченко "Аве Мария". Конечно же, прозвучало приветствие и благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Конечно же, вышел на сцену большой друг, вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. По-восточному галантный мужчина, заодно популярный эстрадный певец и министр культуры Азербайджана Полад Бюль-Бюль оглы преклонил колено, целовал руки и преподнес подарок от президента Алиева - ковер ручной работы. Главный редактор газеты "Культура" Юрий Белявский уснастил свою речь множеством самодельных афоризмов на тему "вечных истин" и подарил букет под названием "Кармен". Привет от президента и жителей Киргизии привез издалека участник битвы за Сталинград, маэстро Асанхан Джумакматов, продирижировавший Праздничной увертюрой Шостаковича в честь 100-летия вхождения Киргизии в состав России. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев прислал с нарочными теплые слова и белый пуховый платок. Профессор Тбилисской консерватории, в прошлом известный тенор Нодар Андгуладзе от Грузии подарил жилет, вытканный горянками, саблю и кинжал ("от внешних и внутренних врагов"). Депутация Малого театра явилась во главе со строгой Элиной Быстрицкой и Виктором Коршуновым, которого было не узнать под маской быка. На мотив арии Хозе с цветком Коршунов проговорил некий текст, повествующий о личном отношении к некой "Ирэн", а не менее живописная группа актеров Малого пропела частушки в ритме хабанеры, чем развеселила приунывший от поздравительного ритуала зал. Высокопарный слог отличал выступление Татьяны Дорониной, чувствовалось, что публика устает от этого многословия. Другой артист, ставший режиссером, глава Ермоловского театра Владимир Андреев тоже по-своему объяснился в любви - в стихах и прозе, назвав юбиляра Женщиной-Музыкой. Капустник от Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко не отличался оригинальностью и особым остроумием не блистал - квартет басов у них постепенно превращается в затертый до дыр номер на любые случаи жизни. Александр Титель сравнил Архипову с министром без портфеля (была такая должность в царской России) и предложил ввести почетное звание "Архипова русской оперы". Добрая подруга Мария Биешу в розовых перьях и с искренними словами ("Вы наша мама, Вы у нас все") подарила не только смертельный номер - романс Адрианы Лекуврер, - но и огромный, роскошный веер Чио-Чио-сан. Приветствие молдаван было одним из самых теплых в этот промозглый дождливый вечер еще и потому, что какие-то особые слова от души, заставившие зал прислушаться, нашел посол республики в России господин Бобуцак. Ну а дальше была делегация из Клина, главный врач башкирского санатория, где любит отдыхать Архипова, и многие-многие другие.
Юбилей - не повод для критических разборов и музыковедения, поэтому мы сочли возможным не останавливаться подробно на концертной программе, которая имела как свои плюсы, так и свои минусы. В "архиповской сборной", безусловно, есть отменные голоса. Меньше настоящих певцов и артистов. Но не в том суть, кто лучше, а кто хуже пел в этот вечер в консерватории, - главное, что пели все от самого сердца и для человека, который очень многое значит в их судьбе. А благодарность - великое дело, особенно в наши жесткие времена. Вот имена тех, кто на деле продемонстрировал преемственность традиций: Елена Манистина, Ольга Трифонова, Виктория Лукьянец, Наталья Дацко, Людмила Магомедова, Нина Терентьева (вместо заболевшей Ольги Бородиной), Аскар и Ильдар Абдразаковы, Олег Кулько, Андрей Григорьев, Шалва Мукерия, Теймураз Гугушвили, Виктор Черноморцев. Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского дирижировал Андрей Чистяков (русский репертуар) и Александру Самоилэ (западные оперы). Наибольшим успехом у публики пользовались дуэты, в том числе любовные. В самом конце вечера виновница торжества кротко извинилась перед слушателями и поблагодарила всех за долготерпение.