0
1811
Газета Культура Интернет-версия

01.03.2000 00:00:00

Русский путешественник

Тэги: Гришковец, литература, книга, Антибукер


Евгений Гришковец получает из рук Олега Табакова диплом лауреата Антибукера.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

- ЖенЯ, для начала расскажите о себе.

- Я родился в 1967 году в Кемерове. Учился в Кемеровском университете, поступил на филологический факультет в 1984 году, окончил его в 1994-м. Отслужил три года на флоте. Поначалу казалось, что служил зря, теперь я играю спектакль "Как я съел собаку", где рассказываю о своей службе. Этот спектакль очень многое определил в моей жизни, выходит - служил не зря. Еще на первом курсе университета всерьез стал заниматься пантомимой, после службы в армии играл в небольшом театре пантомимы. В 1990 году я организовал театр "Ложа", который до сих пор существует в Кемерове, уже почти без моего участия. Вплоть до 1998 года мы делали по спектаклю в год, иногда получалось даже два, выступали на фестивалях самодеятельных театров, ездили за границу. В 1998 году я твердо решил уехать из Кемерова: я видел, что наш театр умирает, времени им заниматься у меня не стало, мне нужно было загнать себя в условия, в которых я либо продолжил бы театральную деятельность, либо начал бы заниматься чем-то иным. В результате возник спектакль "Как я съел собаку", который впервые я показал для семнадцати зрителей в курилке у буфета в Театре Российской армии в ноябре 1998 года. Этот показ стал поворотным в моей жизни.

- Не собираетесь на гребне нынешнего успеха перебраться в Москву?

- Пока не собираюсь. Я думал переехать либо в Питер, либо в Нижний Новгород, мне ни там ни там не понравилось, я уехал в Калининград, где у меня нет никаких дел, кроме семьи и квартиры... Когда я заканчиваю работу над текстом, всегда с ужасом обнаруживаю, что все распадается на вполне конкретные вещи: пьеса равна нескольким тысячам слов, спектакль равен полутора часам плюс нескольким музыкальным фрагментам. Сейчас я отчетливо вижу, что у меня есть два моноспектакля, три пьесы и достаточно четкий замысел новой пьесы. Я не хочу суетиться. Мне поступают предложения писать какие-то диалоги для радио, я отказываюсь, хотя отказывать мне сложно. Я не могу работать на заказ.

В Кемерове я зарабатывал приличные деньги, у меня был театр, ночной клуб, я был вхож во властные структуры. Но я не хочу так зарабатывать. Когда я переехал в Калининград, я потратил (как теперь понимаю, намеренно) все, что у меня было. Полтора года я жил за счет отца, он давал мне сто долларов в месяц. В Москве я был на иждивении своей тети и знакомых. Это неоплатный долг. 6 февраля я впервые играл спектакль за деньги, мне заплатили сто долларов. Я получил гонорар за пьесу в Школе современной пьесы. Теперь вот Антибукеровская премия. В ближайшие два года я вообще могу не беспокоиться о деньгах.

- Давайте о вашем творческом методе. Скажите, вы любите джаз?

- Я понимаю ваш вопрос. Я люблю джаз в новых его формах. Мне очень нравится, как джазовое и блюзовое начало жестко структурировано в музыке трип-хопа. Я структурирую свои тексты примерно так же. Я считаю одной из сильных своих сторон чувство композиции, к тому же я хорошо чувствую сценическое время.

- Как появились первые тексты, которые привели вас к нынешней стилистике?

- Первым таким текстом был спектакль "Полное затмение", в котором моряк и летчик спорили о любви: моряк говорил, что любовь, как море, а летчик - что любовь, как небо. Из этого спектакля, который не был перенесен на бумагу, один диалог вошел в пьесу "Записки русского путешественника". Только однажды я сделал спектакль на литературной основе, он назывался "По По", т.е. по рассказам Эдгара По. Я пересказал несколько рассказов По своим актерам, которые их не читали, они, в свою очередь, стали рассказывать их мне. Получились жуткие и смешные городские истории, причем произошедшие в Кемерове. Один актер, забыв рассказ, вводил свою историю; у другого, рассказывавшего "Бочонок амонтильядо", получилось, что все события развернулись в подвале кемеровской пятиэтажки и т.д. Мы ничего не фиксировали ни на бумаге, ни на пленке, это было принципиально. Впервые я записал текст в феврале прошлого года.

- Вы падки до человеческого общения?

- Я общаюсь с удовольствием, но очень устаю. В Москве особенно. Москва очень легко впускает в себя, потом вдруг ты ощущаешь, что твой масштаб изменился. В одном предисловии я написал, что люди, которые заботятся о масштабе в собственной системе координат, пусть лучше в Москву не приезжают. Я приехал сюда, когда не боялся ответа на вопрос: кто ты такой? Я готов ответить: никто. Четыре года назад, когда я был руководителем модного в Кемерове театра, я не мог бы здесь долго выдержать.

- Что в мире литературы вам наиболее близко?

- Я неплохо знаю и люблю немецкую и английскую авторскую сказку. Мне нравятся романтики, очень нравится "Моби Дик" Мелвилла... Знаете, мне не нравится, например, Пруст. Я не люблю тексты, где нет абзацев, диалогов, мне становится скучно от одного вида текста. Мне нравится читать хорошие пьесы именно потому, что там сплошь диалоги. С трудом могу выразить свое отношение к "Жизни Арсеньева" Бунина. Мне очень тяжело читать эту книгу по той причине, что впечатление, которое я получаю от текста, больше, чем просто эстетическое. Мне становится физически худо, слишком много совпадений со мной.

- Какова ваша профессиональная самоидентификация?

- Я не считаю себя профессиональным драматургом, хоть и написал несколько пьес. Я не считаю себя режиссером, хоть и поставил десяток спектаклей в нашем театре. И какой я актер? Я загоняю себя в такие условия, чтобы максимально точно высказаться. Я все время стремлюсь уйти от многозначности, поэтому стараюсь говорить короткими предложениями, очень точно определяя смыслы. В спектакле "Одновременно" я уточняю, что присутствие черной и белой анатомических схем не означает намека на то, что я состою из белого и черного, просто нашлись именно такие схемы. Это уточнение пришло прямо во время спектакля. По ходу действия мне приходится много и интенсивно думать, какое там актерство...

- У вас есть жизненная стратегия, каким вы видите свое будущее?

- Я не выстраиваю стратегию, отчетливо я знаю одно: в ближайшее некоторое время я не перееду в Москву и буду жить в Калининграде. Мне нравится сложившийся сейчас у меня жизненный ритм. Я ощущаю себя свободным от записной книжки с телефонами и расписанными по дням делами. Моя семья пока относится с пониманием к нынешнему периоду моей жизни, я могу активно ездить. На ближайшие полгода у меня сложился довольно плотный график поездок со спектаклями. Но большая часть моего времени проходит дома. Я сейчас нахожусь в состоянии душевного равновесия, это счастливое ощущение. Пока оно сохраняется, буду жить в сложившемся ритме.

- И вопрос, с которого, по идее, нужно было начинать: как вы восприняли присуждение вам Антибукеровской премии?

- Я рад. Хотя на церемонии вручения мне стало не по себе: все было слишком реально, слишком много фотографов, слишком много известных людей, слишком большое внимание. Для моего отца это было более важно, чем для меня, а для меня важно, раз важно для него. Но если определить точно: я очень обрадовался.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
1336
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
2967
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
1524
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
1067

Другие новости