Что такое Интернет? Информационная сеть, доступная всякому, у кого есть компьютер и деньги на подключение. В Интернете свои особенности работы с информацией, продиктованные сегодняшней компьютерной техникой, уже появились и свои стили подачи, сходные с телевидением по ритму и крену в сторону визуального ряда. Модель Интернета - доска объявлений, она огромна, сложна и изощренна, а читать ее можно в сухости и тепле своей квартиры или офиса. Наполнена она коммерцией, политикой, сомнительными развлечениями, но появляется в ней и другое. Интернет - это уже сейчас насыщенная среда профессионального общения, и им пользуются многие для работы. Вот, например, и Российская государственная библиотека недавно вышла в Интернет и предлагает часть своих архивов в электронную рассылку.
Появилась в русском Интернете - или, как принято уже, рунете - и литература. Спрос здесь вполне определяет предложение, и большинство сетевых изданий предлагают читателю все тот же набор с ближайшего книжного лотка: детектив, фантастика, "гормональное" чтиво. Далее по массовости идет литературный андерграунд. Не вошедшее (еще или уже) в бумажные журналы. Здесь совершенно нет цензуры, но нет и устоявшихся литературных традиций. Нет пока жесткого и неприступного бомонда, но мало и хороших редакторов, способных вести продуманную литературную политику и всерьез работать со своими авторами.
Словом, мир сетевой русской литературы пока отстраивается и отлаживается. Но есть в нем уже и первые литературные центры. По большей части они продукт переселения в Сеть давно сложившихся литераторов Москвы и Петербурга. Перенеся в рунет свой литературный профессионализм, они захватили с собой и свое мировоззрение и здесь, уже на электронной почве, вступили в спор о том, какой быть сетевой литературе, какой груз возьмет она на свои плечи или какой новой ересью отяжелит читателя, который в конечном счете ищет в литературе всегда одни и те же вещи. Развлечения? Да. Но и рецепт жизни, ведь любая литература, пусть и развлекательная, сильнейшим образом влияет на читателя. Определяет мировоззрение, а с ним и людские судьбы.
И шесть миллионов говорящих по-русски, которые на сегодня составляют население рунета, не так уж мало. Тут есть из-за чего ломать копья, тем более что среди этих шести миллионов достаточно образованные, а значит, и восприимчивые люди, среди них компьютерные дети (калька с английского), которые завтра пойдут к тому же книжному лотку с уже новыми литературными вкусами и по-новому определят предложение.
Читателю сподручнее всего начинать осваивать сетевую литературу с каталогов ресурсов. Полезно к ним возвращаться за новостями и тем, кто уже не новичок в Сети. Пожалуй, наиболее полный и разветвленный каталог проживает по адресу www.rambler.ru Отсюда можно выйти практически на все газеты и журналы, собранные на Рамблере в разделе "СМИ/Периодика". Есть на Рамблере и раздел литературы с рейтингами популярности, которые могут дать общую картину, но вряд ли призваны подменять собственный вкус читателя и отменять его возможность выбирать самому, пусть и потратив время на просмотр.
Первое место по посещаемости среди литературных сайтов с большим отрывом удерживает Библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru и многочисленные зеркала). Причиной тому - широкий охват и удобная система поиска по названию или фамилии автора. Библиотека эта некоммерческая и собрана с миру по нитке, в ней много опечаток и неточностей, о чем и предупреждают наборщики текстов, проделавшие свой труд не за деньги, а в свободное от их добычи время. Есть и другие библиотеки, ссылки на которые найдутся на том же Рамблере.
По адресу www.litera.ru можно найти "Русский журнал", в котором собраны ресурсы по текущей литературной жизни, критика и авторские тексты.
В апреле с.г. вышел в свет "Русский переплет" (www.pereplet.ru). Это, строго говоря, и есть литературный журнал без излишеств и опьянения отсутствием цензуры. Журнал отличается от многих других тем, что не ставит перед собой цели заполнения сетевого пространства, а оттачивает перо и подходит к решению вполне серьезных литературных задач. Разделы журнала охватывают современную прозу, поэзию, детскую литературу и публицистику. Последняя вообще в рунете получила преимущество перед толстыми журналами, поскольку у авторов появилась возможность публиковать немедленно и давать отклик на события буквально сегодняшние. Не выдрана из "Переплета" и классика. В стремлении понять и осмыслить наследие Андрея Платонова родился проект "Энциклопедия творчества Платонова", которая найдется в отделе "участники" журнала...
Счет русских литературных сайтов перевалил за тысячу - библиотеки, авторские страницы, журналы, альманахи, клубы, конкурсы, энциклопедии, электронные версии уже известных печатных изданий. В этом информационном поле, невиданном по размеру, категорически необходимо тонко настраивать свой читательский вкус и не терять времени на заведомую ересь. И хотя от легкости электронного доступа может закружиться голова, необходимо ориентироваться в этом пространстве, искать свои точки отсчета и сверяться по сторонам света. Слово и здесь остается словом, и силы ему не занимать. И можно запутаться в Сети, а можно и объединиться в Сеть. На объединение ведь и направлен вектор русской литературы. Ее сетевая версия не будет тому исключением, если создающие ее не станут разменивать ее на свои мелкие интересы.