0
16392
Газета Культура Интернет-версия

26.11.1999 00:00:00

Печать неизмеримой самобытности

Тэги: Ларионов, музыка, песня


ГОРОДА любят спорить за честь считаться родиной знаменитых людей. Сколько там древнегреческих городов добивалось права называться родиной Гомера? Аналогичных споров относительно родины автора песни "Калинка" история не зафиксировала. И не только по причине сравнительно скромного значения самой песни (все-таки не "Илиада"), а еще и потому, что "Калинка" всегда считалась народной. И, как выяснили в Саратове, - напрасно считалась.

Мемориальная доска в честь ее автора установлена на старинном здании в самом центре города. Здесь, на Немецкой улице, помещалась более ста лет назад редакция "Саратовского справочного листка", музыкальным рецензентом которого был в 1876-1889 годах композитор, литератор и фольклорист Иван Петрович Ларионов.

"Ларионов - композитор и умный музыкальный и театральный рецензент. Он проживает в Саратове уже около 20 лет и силы его отданы местной газете. Таким образом, по всей справедливости он может считаться одним из местных деятелей", - так говорится об Иване Петровиче Ларионове в книге "Очерки по истории г. Саратова и Саратовской губернии", вышедшей в Саратове в 1884 году.

Родился Ларионов в дворянской семье в Перми 23 января 1830 года. Ребенком его отвезли в Москву, там он начал учиться музыке. "Воспитываясь в Первом московском кадетском корпусе, г. Ларионов был заметным певцом в ученическом хоре, которого впоследствии он был регентом", - пишет автор очерка из упомянутой книги. Далее был "г. Ларионов" офицером в пехотном полку, причем уже во время этой службы написал несколько романсов, затем был назначен воспитателем во Второй московский кадетский корпус, продолжал изучать музыку, причем учился у известных, хороших учителей. А в 1858 году, выйдя в отставку совсем еще молодым человеком, поселился в Саратовской губернии, стал музыкальным рецензентом "Саратовского справочного листка", но, кроме того, много ездил по России, собирая русские народные песни, и собрал их около четырехсот.

Собирая и записывая их, пришел к выводу, что общепринятая система двух ладов - мажорного и минорного - плохо подходит для записи русской песни: "Помнится нам, что Глинка первый заговорил о необходимости построения русской песни не на мажорно-минорной системе, а на так называемых древнегреческих или церковных ладах..." О музыке Ларионов говорил поэтично и строго: "Портняжьих мерок людей, вкривь и вкось рассуждающих о ней, она положительно не терпит. На каждое любимое создание свое она кладет печать бесконечной индивидуальности, неизмеримой самобытности".

"Критиков", рассуждающих о музыке и музыкантах вкривь и вкось, положительно не терпел и сам Иван Петрович: "Мы никак не можем понять, чего хочет от низких нот этого артиста господин рецензент "Саратовского дневника", говоря в своей рецензии о том, что в них "как будто и чего-то недостает, - пишет Ларионов в апреле 1879 года по поводу концертов гастролировавшего в Саратове певца. - Низкий регистр г. Николаева, по нашему мнению, так же безукоризнен, как и остальной объем его голоса: мы не находим в них никакого порока. И что же это за мнение - "как будто и чего-то"! Рецензент обязан, если уж он заговорил о том, положительно указать, чего именно недостает голосу - иначе его мнение становится похожим на мнение помещицы Коробочки, посетившей концерт, а не на мнение рецензента, понимающего дело. Нет, г. Mezzotenore, хоть вы по псевдониму своему и принадлежите к лицам немузыкальным, так как голоса "mezzotenore" в классификации голосов не существует, но все-таки вы, как рецензент, да еще носящий титул тенора, должны знать, что густоты и бархатности тембра низкого регистра, столь свойственных баритону и басу, нельзя требовать от настоящего тенора и порицать за это г. Николаева так же смешно, как смешно было бы сердиться на соловья за то, что не поет он канарейкою. Нельзя так опрометчиво и неопределенно печатать свое мнение о предмете, плохо понимаемом, и об артисте, пользующемся репутацией хорошего учителя пения".

В 1860 году на любительской сцене в Саратове в спектакле, музыка к которому была написана Ларионовым, впервые прозвучала "Калинка", по свидетельству "Очерков по истории Саратова...", очень тепло принятая публикой. А вскоре Ларионов по просьбе известного в то время певца и создателя хора народной песни Агренева-Славянского, с которым был в приятельских отношениях, отдал эту песню в его репертуар. С хора Славянского и началась популярность, или, лучше сказать, слава "Калинки" - той "печати", которую наложила музыка на одного из отмеченных своей любовью.

Позже Ларионов на несколько лет уехал из Саратова, написал в эти годы большую оперу "Барышня-крестьянка". "Опера эта в 1875 году несколько раз давалась в Санкт-Петербурге, на сцене клуба художников, причем автор был вызываем публикою", - пишет современник. Вернувшись в середине 70-х годов в Саратов, Ларионов преподавал пение в саратовских музыкальных классах русского музыкального общества и саратовском женском институте.

Скончался автор "Калинки" 22 апреля 1889 года от рака желудка. 24 апреля священник Введенской церкви отпел покойного отставного штаб-ротмистра Ивана Петровича Ларионова. В метрической книге, найденной в архиве, есть запись о том, что музыкант похоронен на Воскресенском кладбище. Праправнучка Ивана Петровича Татьяна Георгиевна Петриченко, живущая сейчас в Саратове, пыталась найти могилу прапрадеда, но безуспешно.

Саратов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


 КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

0
276
 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
262
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
260
Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Екатерина Трифонова

Процессуальный механизм отвода участников судопроизводства срабатывает эпизодически

0
448

Другие новости