0
1148
Газета Культура Интернет-версия

11.11.1999 00:00:00

Народ должен знать своих героев

Тэги: пианизм, концерт, фестиваль, музыка


ПРЕДСТАВЬТЕ себе некий фантастический концерт... На сцену один за другим выходят молодые (кто-то чуть старше, кто-то помоложе) и пока еще не народные Рихтер, Гилельс, Оборин, Флиер, Гинзбург, Бошняковия - одним словом, все гиганты русского фортепианного ХХ века. Пытаюсь представить, но, честно говоря, получается не очень - картина звездного гиперболоида не хочет вырисовываться в воображении. Прежние гении рояля остались в памяти как что-то исключительно отдельное, не поддающееся смешиванию и соединению с другим.

А вот у продюсера Игоря Беляева (агентство "Жар-птица") получилось. Ему удалось собрать в одном фестивале и, более того, сразу в одном концерте на одной площадке чуть ли не всех самых "крутых" представителей молодого фортепианного поколения, имена которых мелькают ежедневно и о которых говорят как о возможных Рахманиновых и Рихтерах ХХI века. Иные времена - иные нравы. Несоединимое соединилось в эффектное фортепианное шоу.

А времена, действительно, другие. Чем больше появляется пианистов (конвейерный принцип образования в нашей стране), тем сильнее переживаемый ими профессиональный стресс и страх провала. Тем сильнее конкурентная борьба. Тем важнее сегодня пианисту-солисту быть закаленным артистом-спортсменом с железными нервами и мертвой хваткой. Если при этом современный молодой пианист еще и художественно одаренная персона, а не только сумма технических параметров, то просто руками разводишь от радости и изумления.

На открытии фестиваля в переполненном Большом зале консерватории состоялся парад не только различных исполнительских и педагогических школ, но и различных способов творчества. Будучи учениками Наумова, Николаевой, Воскресенского, Доренского, Плетнева, участники небывалого концерта через учителей своих учителей (Оборин, Гинзбург, Флиер) так или иначе продолжают традиции школы Игумнова, Нейгауза и Гольденвейзера, этих трех китов русского пианизма.

Осмотр галереи под названием "Новый век российского пианизма. Москва-Париж" начался с первозданной непосредственности - Рондо-каприччиозо 15-летнего Мендельсона играл 14-летний ученик Михаила Плетнева Сережа Басукинский, напоминающий светлых достоевских мальчиков. Артистический дар трепещет в нем как нечто природное, но еще не осознанное. И если бы наша судьба была обусловлена местом рождения, то и место это в судьбе юного дарования путеводное - Липецкий край, откуда происходит Константин Игумнов, так сказать, фортепианный прадедушка Басукинского.

В том, как 18-летний уроженец ульяновского Димитровграда Федор Амиров общался с Пятой сонатой Скрябина, проглядывала его композиторская хватка (в ЦМШ учился не только у Николаевой и Доренского, но и в классе композиции Татьяны Чудовой). В его игре - конкретной, с выраженным мужским началом - чувствуется непреклонный характер социального лидера, а во внешней манере заметны отблески тинейджерства и улицы.

Москвич Александр Мельников, родившийся в 1973-м, продолжает музыкантский род Чемберджи и школу Г.Нейгауза. В силу понятных обстоятельств он с раннего детства находился в обществе великих, в том числе общался с Рихтером, а чуть повзрослев, стал участвовать и в его фестивалях, активно гастролировать за рубежом. До-мажорная фантазия Шуберта "Скиталец" прозвучала как качественное, но, увы, формальное оживление текста (как мертвой водой в сказках). Отдавая должное умению пианиста, приходится признать дефицит артистизма в его искусстве. А уж это наша чуткая публика, как никто другой, чувствует особенно остро. Немудрено, что самые эмоциональные овации достались другим.

Рамка для картины Дениса Мацуева "Венгерская рапсодия # 2" Листа" осталась пустой из-за болезни золотого лауреата последнего конкурса имени Чайковского. А жаль, поскольку в нашей воображаемой галерее не хватало весьма характерного для текущего момента типажа. Имидж Мацуева в чем-то повторяет раннего Хворостовского - тот же солнечный парень из заснеженных далей, победительность белозубой улыбки и обаяние наповал. С той лишь разницей, что в оперном певце Хворостовском тогда было больше глубины и мрачной страстности, а в нынешнем Мацуеве больше спортивного азарта и очаровательной поверхностности.

Первый бис удалось заслужить обладателю противоположного типа обаяния - мягкому, теплому созерцателю, сотворцу музыки, которую он играет, 22-летнему Александру Гиндину. После того как он вдохновенно прожил и прочувствовал музыкальную историю листовской "Долины Обермана" и поразил пиротехникой в Вариациях Черни на тему Вальса Шуберта, в зале раздался гул восторга. Пришлось играть сверх программы транскрипцию Григория Гинзбурга на тему каватины Фигаро из "Севильского цирюльника".

Второе отделение открывал известный конкурсный борец, "самый старый" в компании Вадим Руденко (ему скоро 32). Рояль колыхался под мощными ударами солиста - в спорте эта категория называется "тяжелый вес". Если минусовать процент "грязи" и некоторых вольностей в обращении пианиста с известными мелодиями, то исполнение такого крепкого орешка, как сюита Чайковского-Плетнева "Щелкунчик", можно было признать более или менее удовлетворительным в техническом отношении и топорным, грубым - в музыкальном.

Самым стильным и изысканным показалось выступление 28-летнего "нейгаузовца" Сергея Тарасова, сумевшего за отведенное ему время предъявить залу исчерпывающую квинтэссенцию фортепианного романтизма. И с каким артистизмом! Вот что значит удачно составить свою программу в сборном концерте. Баркарола Шуберта-Листа и листовский "Мефисто-вальс" при всей их внешней полярности воспринимаются как некая дилогия - как полюса одной романтической вселенной. И эта музыка, надо сказать, очень идет Тарасову, как, допустим, кому-то хороший костюм.

Последними картинами в экспозиции нового российского пианизма были работы, пожалуй, самого маститого и опытного артиста из нашей молодежи Николая Луганского. Это действительно так - несмотря на его 27. Единственный из всех он уже начал преподавать в своей альма матер. И одухотворенным, хочется даже сказать, есенинским обликом, и проникновенным звуком, полученным в наследство от Гольденвейзера, он соответствует званию русского Пианиста с большой буквы. Четыре прелюдии Рахманинова (опус 23) еще раз показали, что Луганского музыка интересует больше, чем бравурные фокусы, брызги шампанского и работа на публику.

А мораль такова. Хорошо, что их много. Хорошо, что разные.

Далее в программе фестиваля, курсирующего между русской и французской столицами, сольные концерты блистательной "восьмерки" (Басукинский и Амиров выступят в одном концерте 26 ноября в Малом зале, где сыграют по отделению). Завершиться "Новый век российского пианизма" должен 27 апреля 2000 г. в Зале имени Чайковского клавирабендом почетного гостя фестиваля Михаила Плетнева, возвращающегося на круги своя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1585
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1504
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1395
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1334

Другие новости