0
2365
Газета Культура Интернет-версия

03.11.1999 00:00:00

Тихий формалист Коджак

Тэги: Коджак, художник


А.Ю. Коджак. Шмуцтитул к русскому первоизданию романа Уильяма Фолкнера "Деревушка". 1963.

ПОДУМАЛ - не говори, сказал - не пиши, написал - раскайся и забудь. По такому правилу жили в тридцатые. Так прожил всю свою жизнь Азарий Юфудович Коджак - художник, который хотел одного: заниматься своим делом. Его биография ничего не скажет зрителю, любящему в искусстве - личную драму автора. Не рисовал Сталина и не писал мемуаров, не рвался осваивать целину и не противостоял советской власти - он просто делал свое дело на своем месте в ту эпоху, когда одно это требовало большого внутреннего усилия. "Азарий рассказывал мне, что, когда во время войны он был направлен военкоматом в качестве художника на Трехгорную мануфактуру, у него был ученик - мальчик-сирота, который, вспоминая свое детство, говорил, что все же "успел пожить", потому что перед войной отец купил ему пирожное...", - вспоминал художник Щетинин, друг Азария Коджака. Они жили в тот век, когда самое простое было иногда невозможным.

В 1918 году Азарий Коджак в Москве познакомился с Елисеем Катыком, своим дальним родственником. Катыки были семьей фабрикантов - производителей папирос, известных на всю Россию. Елисей Катык впервые познакомил Азария Коджака с работами импрессионистов. Впоследствии Елисей Катык был расстрелян. Сарра Осиповна, мать Азария Юфудовича Коджака, была выслана из Ялты в Башкирию в 1945-м. Художнику повезло больше - он не стал жертвой времени. Но время заставило его замкнуться в себе.

Посетителей прямо при входе встречает "Портрет Коджака" работы Чернецова. Старик с задумчивым взглядом, обращенным внутрь самого себя, - таким предстает он в этой дружеской зарисовке. Таким же - самоуглубленным и одновременно устойчивым - изображал себя сам художник. Его беглые автопортреты рассыпаны по стенам галереи рядом со снимками: напряженная линия рта, сдвинутые брови, тяжелые морщины на лбу. Азарий Коджак созревал тогда, когда единственным способом выжить в искусстве была незаметность. Или сервилизм. При этом художники сервильные не обязательно были бездарны, а художники незаметные вовсе не были серы.

Синие тени падают от красных предметов, а красные - от синих. Так взаимодополнительные цвета проявляют себя в натурных зарисовках Коджака - таких, как "Яблоко в миске" (1965) или "Натюрморт с арбузом" (1968). Это понимание цвета идет от импрессионистов. Малого формата натюрморты, набросанные легкими движениями цветных карандашей, полны искреннего переживания цвета, и это цвет, отчетливо передающий объемность предметов. Его учитель Фаворский был графиком, и графиком прежде всего. Азарий Коджак - тонкий колорист, но его колоризм основан на четком графическом представлении формы предметов. Цвет абсолютно доминирует в пространстве его лучших работ, но их нельзя при этом упрекнуть в неотчетливости рисунка или неряшливости композиции.

Деревня Мутовка расположена неподалеку от Абрамцева. И в то же время не Абрамцево, заезженное художниками вдоль и поперек, а тихая заводь. Коджак возвращался в одни и те же места. Мутовка - постоянный объект его внимания: и в 68-м, и в 69, и в 74-м. "Деревня Мутовка" (1968) - типологический ландшафт средней полосы: огромное белое пространство неба едва заполнено несколькими синими штрихами. Между высокими (четыре пятых поля листа) небесами и узкой полоской поля - активный горизонт с домиком и деревьями. Пленэр наедине с природой Коджак превращает в художественное исследование. 2 пейзажа, написанных в Плесково, фиксируют цветопереход от дня к ночи. Они написаны почти с одной точки зрения: на рассвете роща была чуть ближе к художнику, на закате - чуть дальше. Новые тени на колосящемся поле радикально меняют, кажется, сам его рельеф. Художник исследовал изменение цвета в зависимости от условий освещения. Это чисто формальная задача, которую так любили решать импрессионисты, та задача, решение которой Клод Моне сделал одной из целей своего труда (в "Руанских соборах"). Ортодоксальный модернизм в сочетании с камерной темой - черта круга русских "интимных" формалистов. Они не были вместе с соцреализмом. Они занимались своим делом.

Азарий Коджак работал оформителем, сценографом, иллюстратором. "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева, "Чрево Парижа" Золя, "Звезда" Казакевича: обычная поденная работа московского графика. Особая статья - знаменитая трилогия Фолкнера, которая вышла впервые в 1963 г. "Деревушка. Город. Особняк" стала русской Йокнапатофой благодаря иллюстрациям Коджака в этом первоиздании. Он создал блестящую иллюзию Америки, которой не видел никогда. Этот образ сложен из классически "ковбойских" ковбоев и характерных крымских пейзажей, в которых происходит все действо. Пирамидальные тополя растут вдоль петляющих дорог, а отели выглядят голливудскими декорациями. Два сладостных мира: Крым и Голливуд слились воедино - субтропический вестерн, мечту в квадрате.

Крым - такая страна, где свет пронизывает пространство. Тени отчетливо выделены. Цвета резки и контрастны. Таким видел Крым Азарий Коджак. И возвращался в Крым снова и снова. "Пейзаж с морем" (1974) напоминает "Бухту" (1950) - через четверть века: резкий поворот горной дороги и выложенный камнем откос холма те же. "Аллея Зоопарка" и "Аллея парка" - работы, предельно схожие по композиции и разные по цвету настолько, насколько предутреннее свечение предметов отличается от предзакатных резких теней. Это крымское ощущение предметов художник сделал своим стилем. "Импрессионизм" и "сезаннизм", "взаимодополнительные цвета" и "разница цвета предмета в зависимости от условий освещения" - все эти стили и теории стали важны для Коджака потому лишь, что они лучше всего помогли ему понять и изобразить природу родного Крыма. Рисуя Мутовку и Плесково, художник создавал их с помощью тех же приемов, какими он изображал Крым. И это приподнятое, оптимистическое, яркое крымское настроение он в полной мере придал русской природе. Потому что Крым был расположен в его сердце. В Москве, может быть, наберется три сотни караимов. Единственным среди них художником был Азарий Коджак.

Десятки народов прошли через Крым, этот благословенный край. Новости о готах затихли несколько столетий назад. Последние из женовезов (генуэзцев) дожили свой век в Одессе. Караимы - этнический реликт старого Крыма: они жили здесь и при готских князьях, и тогда, когда генуэзцы строили свои замки. И караимы создали несколько памятников, которыми до сих пор гордится Крым. Чуфут-Кале ("еврейская крепость") на крымском плато, кладбище в Варшаве, музей в Тракае - караимы были распылены по востоку Европы, а сегодня - почти растворены водоворотами ХХ века. А что осталось от них в Москве? Работы Азария Коджака.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1913
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1925
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1653
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1027

Другие новости