0
1630
Газета Культура Интернет-версия

05.10.1999 00:00:00

Старый друг лучше новых двух

Тэги: концерт, РНО, дирижер, оркестр, Спиваков


Такого Спивакова мы, вероятно, уже не увидим.
Фото РИА "Новости"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ нового главного дирижера и художественного руководителя одного из лучших симфонических оркестров страны, Российского национального, - событие, безусловно, из разряда светских. Большой зал консерватории был заполнен до допустимого на таких бомондах лимита. Кого только не было! (см. "НГ" от 02.10.99). Радостное чувство открытия сезона и обновления смешивалось с ощущением, которое в последнее время посещало на концертах "Виртуозов Москвы", - как ни крути, но там, где Спиваков, всегда есть элемент шоу, некой эстрадности и популярности (в смысле работы на публику). Это не плохо и не хорошо - таков стиль личности. Ну а в том, что Спиваков является персоной яркой, экстраординарной и, следовательно, способен по-своему заменить на капитанском мостике РНО его основателя Михаила Плетнева, никто, кажется, и не сомневается.

Момент в РНО по всем статьям символический. Американцы считают, что индивидууму желательно каждые 7-8 лет менять место работы или род деятельности, так что в этом смысле Плетнев, решивший посвятить себя композиторской работе, а также вернуться в почти позабытое им амплуа пианиста-солиста, поступил по-американски. Символично не только участие в одном концерте двух протагонистов. Но, как бы это сказать, их разнонаправленное движение: один энергично штурмует дирижерский подиум, отложив в сторону свои способности виртуозного скрипача; другой, не отказываясь целиком от завоеванных дирижерских высот, планирует возвращение и к более индивидуализированной, штучной работе. О том, какого прирожденного пианиста мы потеряли из виду в минувшие восемь лет, а теперь вновь обретаем, свидетельствовало ювелирное соло Плетнева в Первом до-мажорном бетховенском концерте. (В отдаленных планах Спивакова и Плетнева совместный сонатный вечер - это было бы интересно.)

Символичным был и старт концерта, вернее, пролог или, если угодно, предконцерт. Бодрая и оптимистичная увертюра Бетховена "Освящение дома" с ее витальным до-мажором и экспансивной моторикой как нельзя лучше откомментировала сакраментальную ситуацию начала. Композитор сочинил увертюру в 1822 году по заказу одного из открывавшихся тогда театров, сочинил, по мнению Спивакова, в необарочной манере в подражание Генделю и закончил очень сложной для исполнения фугой. Бетховен любил создавать и преодолевать сложности. Может быть, в этом тоже какой-то знак, которому Владимир Спиваков в радикально обновленном внешнем имидже (эффектная седина, короткая стрижка "ежиком") намерен следовать как указующему персту в своей работе с РНО.

Контракт Спивакова с РНО заключен пока что на четыре года с возможностью освободиться досрочно, если в течение трех месяцев что-то не сложится. В соответствии с абонементным планом (кстати, изданном в духе западного истеблишмента) новый главный продирижирует в этом сезоне еще тремя концертами в Москве. У Михаила Плетнева, за которым закреплено пожизненное звание почетного дирижера РНО, будет с оркестром четыре выступления в дирижерском амплуа. В числе штатных (associate) дирижеров того сезона давние друзья РНО Андрей Борейко, Дмитрий Лисс и Роберт Бахманн. В роли гест-дирижеров выступят Пааво Берглунд и Пааво Ярви. Среди обещанных солистов Михаил Плетнев, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Дмитрий Алексеев, Сергей Лейферкус. Ближайшие зарубежные гастроли РНО в Барбикан-центре в Лондоне и Линкольн-центре в Нью-Йорке.

Существенной новостью стал переезд оркестра на новую репетиционную базу. Юрий Лужков передал РНО на льготной основе на 15 лет здание кинотеатра "Черемушки" на улице Гарибальди. Теперь все это называется культурным центром "Оркестрион", в рамках которого уже учреждена детская вокально-хоровая студия при оркестре. В "Оркестрионе" планируются не только репетиции, но и концерты, образовательные программы для юношества, выставки.

Во втором отделении инаугурационного концерта звучала Пятая симфония Чайковского, которая считается визитной карточкой РНО, записавшего в свое время с Плетневым на фирме "Deutsche Grammophon" все симфонии Чайковского в одном комплекте. Симфония эта, что называется, у оркестрантов в пальцах, но репетиций со Спиваковым было пока еще маловато (Владимир Теодорович любит говорить, что репетиций не хватает никогда). Нового звука, тем более стиля мы не услышали. Никаких серьезных интерпретационных открытий тоже не произошло. Все было сыграно профессионально, ровно, гладко (да разве светский раут предполагает что-то большее?). Но для начала неплохо. Тем более что и эффектными бисами щедрый Спиваков публику побаловал - Испанским танцем (читай - "Прощание с Испанией") и Мазуркой из "Лебединого озера".

На предварявшей концерт встрече с общественностью Спиваков рассказал один случай из жизни Ленинградской филармонии. Однажды там в Большом зале шел концерт оркестра Мравинского с другим дирижером за пультом. И шел весьма средне. Но вдруг в середине концерта игра музыкантов преобразилась. Оказалось, что в зал вошел Мравинский. Возможно ли будет такое в РНО при Спивакове - зависит в первую очередь от него самого (в том числе от его параллельной занятости), а не от того, похож он на Чайковского или не очень (на сентябрьских гастролях в Милане Владимиру Теодоровичу принесли фото и сказали, что он - копия Петра Ильича).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1139
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1366
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1637
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1188

Другие новости