0
1508
Газета Культура Интернет-версия

16.09.1999 00:00:00

Отражение отражения

Тэги: Куприянов, коллекция, фото


ВЛАДИМИР Куприянов - больше чем фотограф. Его объекты так далеко ушли от фотографии, что их происхождение от этой старушки надо еще доказать. Они неизменно вызывают к себе интерес прозрачной ясностью жеста. Прозрачной - в самом прямом смысле слова: свет проходит сквозь них. Выставка Куприянова в "Новой коллекции" показывает, как он работает с черно-белым фото и с цветом, со снимком, отпечатанным на бумаге и (коронный прием Куприянова) на прозрачной плоскости. Но в центре выставочного зала - объект, в котором застыл туман.

"Светопись" - так переводили слово "фотография" в России прошлого века. "О призрачном" - так звалась выставка Куприянова в начале девяностых. "Призрачное" - метка Куприяновских инсталляций. Фирменный знак. Он ловит воздух и свет. А его объекты - сети, расставленные в пространстве. Свет остается внутри них, запутавшись в плоскостях стекол. Фотообъекты Куприянова выстроены из прозрачных пластин с фотографиями, нанесенными на них. При этом пластины вступают в сложные взаимодействия друг с другом, образуя композиции, для восприятия которых преломление световых лучей имеет не меньшее значение, чем фотоматериал, использованный художником. "Дети" выставлены Куприяновым в "Новой коллекции" - один снимок разложен в несколько слоев: один слой - ближе, другой - дальше; все вместе - пространственная конструкция в деревянной раме. Так фотография возвращает себе объем, потерянный было при превращении трехмерного мира в плоский снимок. Но этот новый объем - иллюзорен.

"Автор" архива - тот, кто его нашел. Важная деталь - Владимир Куприянов часто работает со старыми фотографиями. Подлинный создатель архива - не тот, кто его собрал, а тот, кто его использовал. Живая культура отбирает в своих собственных целях пыльные картинки былых эпох. И Куприянов выступает в роли посредника между "прошлым" и "настоящим". Девочки для объекта "Дети" взяты из старого немецкого фотоальбома. Эти малютки умерли стариками задолго до того, как родился фотограф. Но все равно стали его героями. Магия фотографии в том, что она стирает пространство и время. Можно рассматривать фотографию человека, жившего сотню лет назад, или снимок места, лежащего в тысяче километров, с ощущением, что все это - рядом. Магия искусства вообще - в том, что оно стирает пространство и время. Но фотография вдобавок обладает особой "живостью". "Как живой" - как будто бы реальный. Властная иллюзия.

Дети водят хоровод. Снимок стирает границу между тем "настоящим", в котором жили эти девчушки, и "настоящим", в котором находится зритель. Объекты Куприянова возвращают расстоянию между наблюдателем и моделью его силу. Свет, который проходит сквозь "Детей", свидетельствует об этом переходе из "прошлого" в "настоящее", делает саму иллюзию зримой. Свет придает фотографии новый объем, и этот объем подчеркивает иллюзорность снимка, его полное и окончательное несовпадение с какой бы то ни было "реальностью".

Владимир Куприянов - крепкий профессионал. Он с одинаковым качеством может сфотографировать детское лицо и архитектурное пространство. На выставке можно увидеть детей, отснятых им в 1983 году. И тех детей, которых он фотографировал в 1999-м. Разные эпохи, разные снимки. Но в объекте "Дети" основа - не фотографирование как таковое. Куприянов развивает новый метод - с его помощью любой снимок может быть превращен в светонесущий объект особого рода, который сразу опознается как "куприяновский". Выразительность фотографии как таковой уступает свое место выразительности способа ее подачи. "Автор" в современном искусстве - не "создатель" визуального ряда, но его интерпретатор. Владимир Куприянов использует чужие фотографии как "найденные объекты". В роли такого "реди-мейда" могут выступать фотографии знаменитых мастеров прошлого - Максима Дмитриева, например, как то было несколько лет назад на Форуме художественных инициатив. А могут - работы самого Куприянова (так было с его знаменитыми "тетками", выставленными когда-то в ЦДХ). Это уже не так важно. Потому что это - искусство, основанное на фотографии, но уже не являющееся ею.

Фотография - это тираж: возможность почти бесконечной печати. Дагерротип - исток фотографии - не был тиражен и уже в XIX веке сошел на нет. Есть фототечения, которые противостоят тиражу: пикториализм - стиль, который превращал каждый отпечаток в произведение. Тот образ реальности, с которым работает Куприянов, - отражения в стеклах, следы прошлого - по определению образ изменчивый и подвижный, образ, в сильной степени зависящий от зрительского взгляда. Инсталляции Куприянова не воспроизводимы: они не могут быть адекватно переданы при помощи перефотографирования. Фотографии его инсталляций - следы следов: они лишь примерно показывают, на что это может быть похоже, но не дают представления о самом объекте. Так фотография, использованная в инсталляциях Куприянова, возвращает себе ауру уникальности. Так использование новой технологии ведет к радикальному антитехнологизму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
310
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
243
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1957
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1497

Другие новости