0
19056
Газета Дипкурьер Печатная версия

19.05.2019 18:04:00

Уйдут ли США от политики открытого блокирования России

Визит Помпео в Сочи не сблизил позиций Москвы и Вашингтона

Валерий Гарбузов

Об авторе: Валерий Николаевич Гарбузов – директор Института США и Канады РАН.

Тэги: рф, сша, политика, помео, лавров, путин, трамп, украинский кризис, минские соглашения, корейский полуостров


рф, сша, политика, помео, лавров, путин, трамп, украинский кризис, минские соглашения, корейский полуостров Переговоры Майкла Помпео с Владимиром Путиным многие рассматривают как подготовку к саммиту РФ–США. Фото Reuters

С начала президентства Дональда Трампа ожидания хоть каких-то перемен в отношениях между США и Россией время от времени то умирают, то воскресают. Встречи лидеров «на ногах» на международных конференциях, их редкие телефонные переговоры, демонстративные комплименты в адрес друг друга, наконец, запоздалый и безрезультатный саммит в Хельсинки в июле 2018 года – события, порой воспринимаемые политической элитой России как символы долгожданных перемен, таковыми почему-то так и не становятся.

Вряд ли и первый визит госсекретаря Майкла Помпео 14 мая в Россию явится отправной точкой для нового маршрута в этих зашедших в глубокий тупик отношениях. Конечно, вслед за ним может последовать еще одна встреча Владимира Путина и Трампа на очередной международной конференции, но даже она вряд ли станет началом отсчета сколько-нибудь определенного и значимого сдвига, а тем более прорыва (термин этот сегодня популярен в лексиконе многих экспертов-любителей) в отношениях двух стран.

Причин для этого несколько. Возникли они не сегодня. И связаны не с обстоятельствами стремительно формирующейся международной канвы регионального масштаба, а с переменами глобального характера, с изменениями, происходящими в основах мира, с процессами, заданными ходом самой истории много десятилетий назад.

Блокированные отношения

Главная причина, парализующая российско-американский диалог, – стремление раздавленной грузом собственных проблем современной России определиться со своей ролью в мире, найти себя после развала СССР, десятилетий упадка и разрухи, вернуться в мировую политику в роли влиятельного игрока. Именно с этим связаны ее стратегические инициативы по организации новых альтернативных экономических и оборонных интеграционных структур, смелые шаги в решении сложных мировых проблем, а также попытки сформировать собственные геополитические поля в разных регионах планеты, направленные на создание тех постоянных величин самостоятельного внешнеполитического поведения, которыми она так и не успела обзавестись сразу после распада Советского Союза. Заявка современной России на пересмотр сложившегося порядка вещей, резкий вызов Западу с трудом пробивают себе дорогу, вызывая открытое неприятие и отторжение.

Действия эти, воспринимаемые США как угроза собственным мировым устоям, как вызов их глобальному доминированию и лидерству, привели к негативной и прогнозируемой ответной реакции – формированию долговременного курса на сдерживание России всеми доступными средствами. Центральным элементом этого сдерживания стала политика санкций, инициированная США и поддержанная десятками государств мира.

Важным фактором, блокирующим сдвиг в российско-американских отношениях, явилось и расследование вмешательства России в избирательную кампанию 2016 года в США. Доклад спецпрокурора Роберта Мюллера, так и не представившего фактов сговора Трампа с Путиным, вряд ли следует воспринимать как абсолютное оправдание нынешнего хозяина Белого дома (а именно на этом настаивает американский президент и его сторонники как в США, так и в России). Убежденность американской политической элиты страны (а вслед за ней и массового сознания американцев) в том, что вмешательство имело место, все же сохраняется. А вместе с ней сохраняются недоверие и подозрительность в отношении России. Тема «российского следа» будет сопровождать Трампа до тех пор, пока он остается президентом. Только смена хозяина Овального кабинета сможет оказать умеренно освежающее воздействие на внутриполитическую атмосферу в США и их отношения с Россией.

При этом важно учитывать и то, что открытое неприятие Соединенными Штатами нынешнего внешнеполитического курса России, начало практической реализации ими политики сдерживания связано все же не с событиями 2016 года, а в первую очередь с обстоятельствами начавшегося в 2014 году украинского кризиса: с присоединением Крыма к России и операциями в Донбассе. История с вмешательством лишь радикализовала общий тон отношения США к России, сформировавшийся в те годы. Поэтому возможное ослабление режима санкций и некоторое оздоровление самого духа российско-американского взаимодействия будет связано прежде всего с переменами на украинском направлении.

Следует помнить и о том, что скоро в США настает особый период – президентские выборы, когда страна живет в системе иных координат и законов. В случае участия в них нынешнего президента Трампа российская тема неизбежно окажется в повестке дня, усиливая и без того мощный антироссийский потенциал. Хотя, возможно, и не станет центральным фокусом избирательных дискуссий.

Все эти обстоятельства изначально затрудняют выход из затянувшегося кризиса, ставя в тупик политиков и экспертов, которые не в состоянии предложить пока не готовым к взаимным уступкам политическим элитам двух государств приемлемые пути выхода из него.

Поля раздора

Переговоры главы МИД РФ Сергея Лаврова и Помпео показали, что проблемы, по которым возможно было бы российско-американское сближение и сотрудничество, давно стали настоящим полем боя, окончания которого пока, к сожалению, не видно.

Все еще далек от разрешения украинский кризис, надолго запустивший машину жесткого российско-американского противостояния. Судя по всему, он неизбежно превращается в вариант израильско-палестинского конфликта на постсоветском пространстве с неясной, но очень опасной, перспективой. Минские соглашения, которые должны были стать отправной точкой для разрядки, так и не сыграли свою роль. Механизм их реализации работает плохо. Похоже на то, что подобная вялотекущая стадия конфликта устраивает все стороны, не спешащие что-либо изменить в нем.

Далека от стабилизации и ситуация на Корейском полуострове. Встречи северокорейского лидера Ким Чен Ына с Трампом показали его явную неготовность к восприятию предложений американских посредников. Хотя степень доверия северокорейской стороны к России более высока, одного ее влияния явно недостаточно. С трудом согласуемые интересы третьих стран (США, России, Японии) в этом регионе перекрывают пути двустороннего урегулирования самой корейской проблемы. Поэтому скорых перемен и на этом направлении ожидать также не стоит.

Европа давно стала главным полем боя в российско-американском противостоянии. Ее привлекательность для ряда стран СНГ и Балтии, расширение НАТО на восток, американские энергетические интересы неизбежно размывают влияние России, несмотря на, казалось бы, в целом успешную реализацию в течение долгих лет энергетической стратегии Кремля. Вызывает опасения и новая политическая конфигурация в странах Латинской Америки, которая на протяжении десятилетий служит зоной особых интересов и экспансионистской активности Соединенных Штатов. Распространение российского влияния на ряд антиамерикански настроенных государств этого региона (Венесуэла, Куба, Никарагуа, Аргентина, Бразилия), торговля с ними и растущие поставки вооружений становятся серьезным препятствием для двусторонних российско-американских отношений.

Свои сложности имеет и урегулирование ситуации в Сирии. Разгром ИГ (запрещено в РФ) и прекращение активной фазы боевых действий выводят на первый план проблемы мирного межсирийского диалога, восстановление пострадавших территорий, будущего государственного устройства страны. Незримо за каждой из них стоят вопросы о судьбе нынешнего президента Асада и о влиянии великих держав в регионе. Укрепление позиций России явно раздражает США, добавляя свою порцию напряжения в общий объем несовпадающих российско-американских интересов.

Выстраиваемые партнерские отношения России с Китаем, казалось бы, компенсируют их отсутствие с США. Но и здесь существуют свои проблемы. Разрушение системы контроля над вооружениями и назначение Соединенными Штатами «виновниками» этого процесса России и Китая, по существу, блокируют саму возможность ее сохранения. Требования, предъявляемые в этой связи Трампом о подключении Китая к переговорам и процессу контроля над вооружениями преждевременны, нереалистичны и вряд ли достижимы. Их поддержка со стороны России не приведет к прогрессу и может лишь внести элемент недоверия и осложнить ее взаимодействие с Пекином.

Признаки российско-американского противостояния назревают и в Арктике. Усиление присутствия в ней всех заинтересованных держав повышает риск конфликтности и общего напряжения.

Развал создаваемого десятилетиями режима контроля над вооружениями, главными участниками которого являются Россия и США, довершает эту печальную картину.

Перспективы

Действительно, разворот собственного внешнеполитического курса дается России очень нелегко. Своим внешнеполитическим поведением в полицентричном мире XXI века она навлекла на себя ответную реакцию и с неизбежностью способствовала формированию основ новой российско-американской биполярности, которая существует отныне наряду с другой – американо-китайской.

В такой ситуации ожидать от спорадических контактов и встреч, подобных недавней встрече Лаврова и Помпео в Сочи, многого вряд ли стоит. Их задачи состоят не в достижении долгожданного «прорыва» и не в принятии судьбоносных решений. Наибольшее, чего можно ожидать от них, – налаживание непрерывного диалога. Именно в этом (пока) и состоит их результат. При определенных обстоятельствах это могло бы привести к уходу от политики открытого блокирования России.

Стоит признать, что за последние десятилетия двум странам так и не удалось выработать жизнеспособную модель таких двусторонних отношений, при которых проведение самостоятельной внешнеполитической линии и реализация собственных геополитических устремлений не противоречили бы друг другу. Или создание такой модели невозможно в принципе? Или геополитические программы двух государств всегда будут вступать в противоречие, а США и России вряд ли когда-нибудь придется жить в ином (неконфронтационном) измерении?

Вступление России на путь столкновения и системной конфронтации с США – несомненно, смелый, но и очень ответственный шаг. Опыт прошлой холодной войны показал, что подобное биполярное глобальное асимметричное противостояние в течение десятилетий может привести к истощению и развалу одного из государств. Как будет на этот раз?

История показывает, что проведение государством неменяющейся открыто конфронтационной линии в долгосрочном плане малоперспективно. Такая политика, при отсутствии взаимного доверия, блокирует любую активность. Как правило, ее используют в качестве инструмента решения конкретных проблем. Но потом от конфронтации отказываются и переходят к более гибкому, компромиссному и приемлемому для всех варианту. Что мы, впрочем, видим сегодня на примере современной России. После присоединения Крыма и начала операций в Донбассе, с введением санкций ее внешняя политика стала все же менее импульсивной. И последняя встреча в Сочи тому явное подтверждение.

Причем важна даже не сама эта встреча, а то, что последует за ней, те шаги, которые будут предприняты. Наиболее важный из них – создание самого механизма регулирования конфронтации, состоящего из рабочих групп экспертов, регулярных контактов дипломатов и послов и т.п.

При этом следует прекратить направленную на собственных граждан массированную взаимную псевдопатриотическую грубую государственную пропаганду, воздействие которой на сознание российских и американских обывателей наиболее опасно. Ведь невозможно одновременно с выстраиванием диалога стрелять друг в друга. Даже если вместо оружия используются слова.          



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1158
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1154
США грозят Китаю с Марианских островов

США грозят Китаю с Марианских островов

Данила Моисеев

Возрождается авиабаза, с которой вылетали самолеты для ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки

0
1176
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
440

Другие новости