На Каспии пересекаются различные интересы ряда стран. Фото Reuters
В Москве в декабре прошло совещание глав министерств иностранных дел каспийских стран: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. По итогам встречи глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что стороны согласовали все ключевые пункты Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. По словам министра, документ будет утвержден в первой половине 2018 года на предстоящем пятом саммите лидеров каспийской «пятерки» в Астане. Итоги встречи можно однозначно расценивать как прорыв. После более чем 20 лет интенсивных переговоров стороны наконец приблизились к подписанию Конвенции о международно-правовом статусе Каспийского моря, важнейшем для региона документе.
Московское совещание министров изначально не давало серьезных оснований для оптимизма. Официально переговоры о статусе Каспийского моря начались в 1996 году, когда была создана специальная рабочая группа (СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел каспийской «пятерки». За 21 год переговоров было проведено более 40 встреч СРГ, 5 встреч министров иностранных дел, а также 4 саммита глав государств каспийской «пятерки». Нельзя сказать, что все эти переговоры были безрезультатными. В Тегеране в 2007 году стороны согласовали ключевые принципы сотрудничества в сфере безопасности и экологии, согласовав 25-пунктную Декларацию и подписав Тегеранскую конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. В Баку в 2010 году лидеры каспийских государств подписали важное соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, регламентирующее взаимодействие стран в невоенной сфере.
На следующей встрече в Астрахани в октябре 2014 года стороны, казалось, вплотную приблизились к завершению переговоров. Об этом говорили оптимистические заявления участников накануне встречи. Но прорыва не произошло. Президенты приняли важное политическое заявление, а также согласовали размеры исключительной экономической и рыболовных зон. Но итоговая Конвенция так и не была подписана. Следующая встреча президентов по принципу ротации должна пройти в Казахстане. Согласно заявлениям президентов по итогам астраханского саммита, они должны были встретиться в 2016 году. Но ни в 2016-м, ни в 2017-м встреча так и не состоялась. Поэтому от декабрьского совещания министров иностранных дел никто из экспертов не ждал серьезного прорыва. Но он, судя по всему, все-таки случился.
Согласно заявлению российского министра иностранных дел Сергея Лаврова по итогам встречи, стороны «нашли развязки по всем остававшимся открытыми ключевым вопросам, связанным с подготовкой этого документа». По словам министра, «текст Конвенции готов. В ближайшее время будет проведена его редакторская доработка, перевод на национальные языки». Подписание состоится в первой половине 2018 года на встрече на Пятом каспийском саммите, который пройдет в Казахстане в первой половине следующего года.
В своем выступлении по итогам встречи глава российской дипломатии не раскрыл условия, при которых планируется разрешить две ключевые проблемы, бывшие долгое время препятствием для окончательного урегулирования – территориальный вопрос, а также судьба транскаспийских трубопроводных проектов.
Проблема раздела Каспия на протяжении всего переговорного процесса оставалась ключевой и самой сложной. Изначально правопреемники Советско-иранских договоренностей Москва и Тегеран настаивали на принципе кондоминиума, когда все пять прикаспийских стран совместно использовали бы ресурсы моря. Но для новых независимых государств вопрос самостоятельного освоения ресурсов Каспия был важнейшим условием обеспечения национального суверенитета. Так, Азербайджан в 1994 году подписал соглашение с консорциумом иностранных компаний об освоении группы месторождений «Азери–Чираг–Гюнешли», а в 1995 году утвердил новую версию Конституции, закрепившую за республикой прилегающий к республике сектор Каспийского моря, правда без указания географических координат. В такой ситуации российская дипломатия начала искать новые подходы к разделу моря. В качестве основной формулы был выбран механизм раздела его дна по серединной модифицированной линии, равноудаленной от берегов.
Используя этот принцип, Россия, Азербайджан и Казахстан к 2003 году разграничили северную часть моря. Иран до последнего времени категорически не соглашался с данным принципом, отказываясь признавать двусторонние и трехсторонние договоренности соседей. Прорыв на переговорах означает, что Тегеран все же принимает серединную линию в качестве механизма делимитации Каспия.
Это подтвердил на следующий день после совещания заместитель азербайджанского министра иностранных дел Халаф Халафов. Он, в частности, заявил, что «дно Каспия будет разделено на сектора по странам». При этом, по его словам, «переговоры с Ираном и Туркменистаном будут продолжаться с целью согласования вопросов разделения дна Каспия, а вопросы использования спорных нефтегазовых месторождений будут решаться на основе международного права – совместно или другими вариантами».
Таким образом, из заявлений участников переговоров мы можем сделать вывод, что серединная модифицированная линия признается в качестве базового принципа для размежевания на Каспии. Именно этот механизм будет прописан в Конвенции, которую должны скоро одобрить президенты. Иран и Туркменистан признают легитимность договоренностей России, Азербайджана и Казахстана по разделу северной части моря и приступают к двух- и трехсторонним переговорам по разделу уже южной части моря между собой и Азербайджаном. При этом переговоры могут занять несколько лет, но, самое важное, будут проходить уже за рамками пятистороннего диалога о статусе моря.
Второй вопрос, по которому стороны имели разные позиции, касается возможности прокладки транскаспийских трубопроводных проектов. С одной стороны, есть позиция Туркменистана, которая заключалась в том, что вопрос реализации любого подобного проекта должен решаться только его участниками. С другой стороны, Россия и Иран настаивали на том, что необходимо согласование любых трансграничных проектов всеми пятью странами ввиду сложной экологической ситуации. Заявление Халафа Халафова дает нам основание полагать, что сейчас формула найдена. «Вопрос прокладки трубопроводов по Каспию будут согласовывать страны, по чьим секторам они проходят», процитировал замминистра «Интерфакс Азербайджан». То есть теперь любые транскаспийские инфраструктурные проекты могут быть построены без согласования со всеми странами. Это, в свою очередь, означает, что Россия и Иран пошли на компромисс и смягчили свои позиции по отношению к этому вопросу.
Но, оказывается, не все так однозначно. Вопрос транскаспийских проектов в своем интервью после совещания затронул также специальный представитель президента РФ по делимитации, главный российский переговорщик по Каспийскому морю Игорь Братчиков. Из его оценки не совсем понятно, в действительности ли Россия пошла на компромисс. В частности, он сказал, что «мы (Россия) продолжаем выступать за сохранение экологического императива при осуществлении инфраструктурных проектов», ключевым для решения подобного рода проектов, по мнению российского дипломата, является «принцип солидарной ответственности за судьбу Каспийского моря». Но при этом он отметил, что «в проекте Конвенции стороны смогли найти выверенные формулировки по этому принципиальному вопросу».
То есть, с одной стороны, мы видим, что стороны пришли к согласию по вопросу строительства транскаспийских газопроводов, это однозначно является позитивным сигналом. Вместе с тем участники переговоров несколько по-разному трактуют достигнутые договоренности. Если Халаф Халафов говорит о необходимости согласия только участников условного проекта, то его российский визави – о совместной ответственности всех стран за экологию. Что ж, остается дождаться текста Конвенции.
Несмотря на дефицит информации и иногда не совсем однозначные сигналы от участников переговоров, в сухом остатке мы имеем самое важное – в первой половине 2018 года в Астане пройдет пятый, юбилейный саммит глав каспийских государств. Во время встречи президентов состоится подписание ключевого для региона документа – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Это пятистороннее соглашение будет содержать основные принципы взаимодействия стран в разных сферах жизнедеятельности от раздела моря до защиты его биосреды. То есть мы можем говорить об окончании многолетнего пятистороннего переговорного марафона о правовом статусе Каспийского моря. Но это не означает, что Конвенция станет документом, который решает все без исключения вопросы сотрудничества стран на Каспии. Предстоит еще большая работа по размежеванию южного Каспия, по выработке юридических соглашений по узким вопросам сотрудничества, таким как безопасность, экология, защита биоресурсов и др. Поэтому саммит в Астане не станет окончательной точкой для каспийского диалога, но позволит перевести его в другое качество, когда согласованы основные политические правила игры, позволяющие конструктивно решать вопросы сотрудничества и соседства.